Напомним, 25 октября в "Известиях" было опубликовано интервью Валерия Зорькина, в котором он признал факт мздоимства в судах. "Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков в России, - заявил он. - Судебная коррупция встроена в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти: например, в сети по развалу уголовных дел и по перехвату чужого бизнеса".
Эти высказывания вызвали негативную реакцию со стороны Верховного суда, который решил вступиться за судейское сообщество. На следующий день после публикации Президиум Верховного суда срочно принял постановление, в котором призвал Зорькина к ответу. В частности, председателя КС попросили направить в ВС:
- материалы исследований, на которые он ссылался в своем интервью; - сведения обо всех известных фактах коррупции в конкретных судах и в отношении конкретных судей; - информацию о конкретных уголовных делах, "разваленных" с участием коррумпированных судей.
"В любом случае я ответил бы на просьбу Президиума Верховного суда. Но поскольку текст этого постановления стал достоянием общественности и широко обсуждается не только в юридических кругах, я вынужден ответить Президиуму Верховного суда публично", - говорится в статье Валерия Зорькина, которую публикуют сегодня "Известия".
"Социально-профессиональная группа, отказывающаяся от участия в уже развернувшейся и стремительно набирающей обороты непосредственно касающейся ее дискуссии, в безоружном виде попадает под информационные атаки", - считает он.
"Я не прокурор, не оперативный работник и не намерен оперировать никакими фактами из уголовных дел и оперативных разработок, - пишет председатель КС. - Я никого не обвиняю лично в коррупции. Но нельзя и отрицать наличие коррупции в судах. Значит, весь вопрос в мере коррупции наших правовых институтов. А в этой части мы должны ориентироваться прежде всего на объективные научные данные".
Обосновывая свои заявления, он ссылается на исследования НИИ при Генеральной прокуратуре, Фонда "Общественное мнение" и фонда "ИНДЕМ", многочисленные публикации в прессе.
"Надо учесть и беспрецедентный поток жалоб граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека. Количество обратившихся в этот суд уже превысило 19 тысяч", - отмечает Зорькин.
"Если мы будем заниматься чистым охранительством, отрицать очевидное, настаивать на своей непогрешимости - количество может перерасти в качество. И мы можем по сути лишиться не только остатков правового авторитета, но и правосубъектности как таковой", - заявляет он.
"Более всего я стремлюсь к отстаиванию общественного авторитета российской судебной власти, - подчеркивает председатель Конституционного суда. - Отстаивать этот авторитет можно, только признав правду и надлежащим образом задаваясь вопросом о природе явления. Другого пути человечество не выработало".