"Мы тщательно разбирались в рамках обязательного возбуждаемого уголовного дела по каждому случаю суицида или попытки суицида у детей. И пришли к выводу, основанному в том числе на результатах проведенных экспертиз, что каждый раз это было обусловлено комплексом причин. И ни в одном случае нет определяющего влияния только интернета на последующие действия несовершеннолетних", - рассказал "Известиям" помощник председателя СКР, генерал юстиции Игорь Комиссаров 29 ноября.
"Никогда те или иные группы, содержащие деструктивный контент, не становились главной причиной детских суицидов. И не только суицидов, но и основной причиной противоправного или опасного поведения несовершеннолетних", - подчеркнул он.
Согласно выводам ученых, "нельзя убить или заставить совершить преступление по интернету". "В большинстве случаев ребенок принимает решение о лишении себя жизни под воздействием сразу нескольких факторов в условиях длительной психотравмирующей ситуации и отсутствия понимания и поддержки со стороны окружающих", - пояснил представитель СКР.
Среди причин, толкающих детей на самоубийство или преступление, - проблемы в семье, в школе, ориентированной на показатели ЕГЭ, употребление наркотиков, сложные отношения со сверстниками, неразделенная любовь. "А сам интернет никогда не играл в этом главную роль. Это только средство коммуникации. Не надо демонизировать его влияние", - подчеркнул Комиссаров.
Между тем представители властей периодически заявляют, что интернет следует ограничивать разными способами и с разными целями. В мае вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, по инициативе которой уже был принят закон об уголовной ответственности за создание "групп смерти", внесла в Госдуму законопроект, который предоставит правоохранительным органам возможность в течение суток блокировать интернет-сообщества, подстрекающие детей к противоправным действиям. В качестве примера в пояснительной записке приводились так называемые колумбайн-сообщества и игры по типу "Беги или умри" и "Фея огня", ранее весьма популярные среди подростков.
В Русской православной церкви (РПЦ) в октябре призвали ограничить анонимность в интернете, пока молодежь "не стала управляемой массой и не уничтожила друг друга". "Это как копирка с заокеанских калек - стрельба в школах. В России этого не было, а теперь это пришло. И появились вопросы: где он научился делать бомбы, стрелять, где подхватил бациллу человеконенавистничества. И навскидку уже ясно - это интернет, это цифровое достижение. <...> Там же есть много и доброго, но вот именно это - зло", - заявлял митрополит Казанский и Татарстанский Феофан Ашурков.
Беспокойство по поводу влияния интернета на молодежь усилилось после взрыва и стрельбы устроенных 17 октября студентом Владиславом Росляковым в керченском политехническом колледже. Жертвами трагедии стали 20 человек. Около 50 человек были госпитализированы. Нападавший покончил с собой в библиотеке. Сообщалось, что Росляков посещал сайты и форумы, где собирались поклонники серийных убийств и неонацисты.
Закон, вводящий уголовную ответственность за создание так называемых групп смерти и склонение детей к суициду в социальных сетях, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июне 2017 года. Закон предусматривает наказание до шести лет лишения свободы за склонение детей и подростков к самоубийству через соцсети.
Уголовное наказание до трех лет лишения свободы ждет за вовлечение детей и подростков в опасные для жизни действия, например проезд на крыше поезда, прогулки по крышам высотных зданий, игры вроде "Беги или умри" - за это можно будет получить до трех лет лишения свободы.