Исторический рост Путина зафиксировали социологи из аналитического центра Юрия Левады. Согласно данным опроса, проведенного с 23 по 26 мая, на вопрос "Одобряете ли вы в целом деятельность Владимира Путина на посту президента?" 83% опрошенных дали положительный ответ. Негативно о политике главы государства высказались только 16%, а 1% респондентов не смог ответить на поставленный вопрос.
Специалисты "Левада-Центра", помимо информации по последнему опросу, представили сведения за весь период нахождения Владимира Путина у власти. Из приведенных данных следует, что рейтинг президента, а в период с мая 2008 года по май 2012 года - главы правительства, в последнее время достиг исторического максимума. Никогда прежде Путин не пользовался столь широкой поддержкой у россиян.
По данным социологов, в мае 2000 года положительно о его действиях высказывались 72% респондентов, через три года это число достигло 76%, и долгое время рейтинг не превышал этой цифры. В мае 2009-го поддержка Путина гражданами РФ поднялась до 78% и лишь в марте 2014 года смогла превысить эту планку, достигнув 80%. Последние два месяца рейтинг главы государства продолжил рост: в апреле - до 82% и, наконец, в мае - до 83%.
Сотрудники "Левада-Центра", кроме оценки деятельности президента, попросили назвать политиков и общественных деятелей, которым они больше всего и меньше всего доверяют. Помимо Путина, в числе тех, действия которых заслужили положительные оценки у россиян, оказались министр обороны РФ Сергей Шойгу, глава МИДа Сергей Лавров и премьер-министр Дмитрий Медведев. Лидерами второго списка стали глава ЛДПР Владимир Жириновский, основатель партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров, телеведущая Ксения Собчак, лидер РПР-ПАРНАС Борис Немцов и основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный.
Если социологи "Левада-Центра" интересовались в целом персональным отношением россиян к высокопоставленных политикам, то их коллеги из ВЦИОМа провели опрос об отношении граждан к нынешнему положению России на мировой арене. Они установили, что число респондентов, утверждающих о большом влиянии РФ в международных делах, с 2008 года выросло с 58% до 82%. При этом 25% россиян считает, что страна имеет "очень большое" влияние на мировой арене. Число тех, кто заявляет о ничтожно малом влиянии РФ в мире, составляет лишь 3%.
Во ВЦИОМе выделили еще один нюанс в настроениях россиян: почти половина граждан страны (42%) считает, что в XXI веке Россия должна вернуть себе статус супердержавы, утерянный после распада СССР. При этом за последние 10 лет число сторонников этой позиции лишь росло - в 2003 году мечтающих о жизни в супергосударстве было 34%. Социологи отмечают, что в основном такой позиции придерживаются люди старше 60 лет (52%), респонденты с начальным образованием (53%) и сторонники КПРФ (59%). Считающих, что Россия должна добиться лидерства лишь на постсоветском пространстве, только 10%.
Как рейтинг Путина, так и убежденность граждан в том, что Россия начала оказывать несравнимо большее влияние на международную повестку дня, чем раньше, социологи связывают с событиями на Украине и их последствиями. Как рассказал в начале мая в интервью "Голосу Америки" директор "Левада-Центра" Лев Гудков, Евромайдан, продолжавшийся на Украине с конца 2013 года по начало 2014 года, появился в момент, когда государственная пропаганда в России делала ставку на "героическое прошлое". Благодаря этому, по словам Гудкова, в народе легко прижилось мнение, что за митингами в Киеве "стоит Запад", а к власти пришли "ультранационалисты, нацисты, фашисты".
"Пропаганда подняла пласт значений, пласт представлений, который был не виден. Это пласт советских еще представлений, советских стереотипов, советских установок. Мы явно недооценивали ту травму, которая связана в коллективном сознании с распадом СССР, и значимость этого", - пояснил Гудков. При этом он отметил, что Путин, "поскольку он все-таки себя отождествляет с КГБ, с чекистами", сумел воспользоваться методами комитета безопасности по отношению к народу.
"Я видел такие учебники в Академии КГБ - разложение, скажем, диссидентской среды или еврейских активистов. Когда устраивались провокации, одному говорили что-то про другого. Соответственно, играли на этом и разбивали все эти организации. Точно такая же технология и здесь используется. Он совершенно беззастенчиво лжет, когда это ему нужно", - заявил директор "Левада-Центра".