Как поясняет "Газета.ru", если сразу после "Марша миллионов" 6 мая следователи заявляли о возбуждении уголовного дела по ч.3 ст.212 ("Призыв к массовым беспорядкам"), то теперь уголовное дело заведено по двум первым, более тяжким частям той же статьи УК. По ч.3 максимальное наказание - 5 лет, а по первым двум - 10 и 8 лет соответственно.
Статья 212 в судебном производстве редкая, зато удобная. Она становится механизмом давления как на рядовых активистов, так и на лидеров оппозиции, при этом способна отпугнуть демонстрантов от противостояний с полицией.
- Задержаны 10 человек, пришедших к Петровке, 38 поддержать Духанину
По данным источника "Коммерсанта", близкого к следствию, событиям на Болотной придается крайне серьезное значение. "Следственная группа составляет порядка 100 человек, которые занимаются практически всеми гражданами, фигурирующими на видеозаписях, - сообщил собеседник издания. - Курирует следствие один из заместителей главы Следственного комитета России".
"Ясно, что по делу о массовых беспорядках не может проходить только одна девочка, обвиняемых должно быть минимум десяток, - сказал "Газете.ru" глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков. - Организацию беспорядков можно возложить только на одну неформальную группу, на которую все повесят. Судя по задержанной Духаниной, примыкавшей к анархистам, это будут левые. Вне всяких сомнений, в ближайшее время будут новые арестованные".
Этот прогноз сбылся сразу: вечером в понедельник официальный представитель СК Владимир Маркин сообщил "Интерфаксу" об аресте еще двоих участников беспорядков на Болотной площади 6 мая. Он пояснил, что задержаны неработающий Андрей Барабанов и ранее судимый Максим Лузянин, который является сособственником ряда предприятий в столичном регионе и соучредителем ресторана в Московской области.
По версии следствия, подозреваемые в ходе массовых мероприятий прорывали оцепление полиции, наносили полицейским удары руками и ногами, применяли в отношении сотрудников правоохранительных органов, осуществлявших охрану общественного порядка, удушающие приемы.
Маркин добавил, что следователи СК и оперативные сотрудники ГУ МВД РФ по Москве продолжают работу по выявлению других участников массовых беспорядков.
Павел Чиков сомневается, что к ответственности будут привлечены лидеры протеста, это повысит политические риски. "Власть решила обвинить во всем радикалов, вроде бы напрямую не связанных с оппозицией. И заодно показать протестующим границы дозволенного: с шариками белыми ходите, но на ОМОН не рыпайтесь", - уверен правозащитник.
Один из лидеров протестного движения, депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев тоже считает, что рядовые активисты станут основным объектом давления со стороны властей. "Они надеются, что им удастся их запугать, чтобы они указали на организаторов", - рассуждает он.
Новое уголовное дело по более тяжелым статьям, которые можно инкриминировать практически любому участнику акций протеста, свидетельствует о намерении вынудить участников оппозиционных митингов отказаться от участия в них. "В реальности, думаю, число участников акции 12 июня даже увеличится", - заключил Пономарев.
"Ведомости" приводят мнение еще одного лидера протестов Сергея Удальцова: тот считает, что никаких доказательств у следствия нет, и не исключает, что, основываясь на видеозаписях, следствие попытается привлечь к делу других участников "Марша миллионов".
По его словам, во время нового марша 12 июня тема противодействия таким арестам будет одной из главных, будут проводиться общественные кампании с требованием освобождения Духаниной и других.
Власти своими действиями дали понять, что не допустят повторения майских столкновений. "Это очевидная попытка запугать одних и задобрить других. Омоновцам дают квартиры за разгон митинга, а оппозиционеров задерживают", - цитирует "Коммерсант" члена Лиги избирателей, журналиста и издателя Сергея Пархоменко.