Ученый подсчитал, что за указанное время принято 115 законов, нормы которых, расширяя компетенцию президента, делегируют главе государства 469 дополнительных полномочий. В большинстве случаев президенту их дают законодатели, хотя такие полномочия выходят за рамки, которыми Конституция ограничивает президента.
Вследствие этого полномочия главы государства распространились на экономику, культуру, образование, федеративные отношения, организацию деятельности госорганов, общественных объединений и т.д., считает профессор Краснов.
Так называемые "кадровые" полномочия президента наделяют его правом не только назначать на должности, но и присваивать звания, чины, привлекать к дисциплинарной ответственности, поощрять и влиять на "социальный статус" людей, они действуют "и в областях федеративных отношений, высшего образования, Центробанка, судебной власти, прокуратуры, организации госкорпораций", отмечает эксперт.
Его исследование выявило и динамику законодательного наделения президента новыми полномочиями. Так, первый президент РФ Борис Ельцин получил в 1993-1999 годах 168 таких полномочий, второй президент, Владимир Путин, приобрел (в 2000-2008 годах) 234 полномочия, а третий, Дмитрий Медведев, - 67 за 2008-2010 годы.
Именно с приходом к власти Путина у президента стали появляться полномочия, которые "впрямую нарушают смысл Конституции": назначение губернаторов, фактически назначение председателей высших судов, Счетной палаты. К тому же "президент стал фактически патроном госслужащих", и "через это он имеет возможность влиять на все ветви власти", заключает Краснов.
Кремль протестует
Однако в Кремле с профессором не согласны. "Конституция - это такой нормативно-правовой акт, который описывает, можно сказать, скелет политической системы, властный каркас государства, параметры общества, экономической жизни, других основных срезов", - возражает полпред президента в Госдуме Гарри Минх. И если в каком-либо из законов "что-то добавляется в объеме полномочий любого из институтов власти, то это не выход за пределы Конституции", считает он.
Например, федеральные выборы в стране проводит ЦИК - орган, "которого нет в Конституции". Причем формируют его, как подчеркивает Минх, на паритетных началах президент, Совет федерации и Госдума, хотя в Конституции это "не упомянуто ни в полномочиях каждой из палат Федерального собрания, ни в полномочиях президента".
Не видит Минх отхода от конституционных норм и в отношении появившегося в 2005 году полномочия президента подбирать кандидата в губернаторы и права распускать региональный парламент, если он категорически не одобрит кандидата. Ведь "президент вправе и Госдуму распускать, если она трижды откажется утверждать его кандидатуру в премьеры", заметил полпред.