Цель исследования - получить представление о масштабах и подробностях применения пыток при принуждении к даче показаний и практики жестокого обращения при задержании.
"У нас либо каждый россиянин по своему опыту, либо от своего окружения знает, что в правоохранительной системе применяются пытки", - сказал на презентации исследования руководитель нижегородского "Комитета против пыток" Игорь Каляпин. Он сообщил, что опрос проводился профессиональными группами социологов в пяти регионах: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Пскове, Чите и Коми. Всего с 2004 года было опрошено 5565 человек. И, как рассказал в среду профессор Социологического института РАН Яков Гилинский, "результаты получились удивительно схожие".
"В среднем 4,12% опрошенных сказали, что лично подвергались пыткам в течение одного года", - заявил Гилинский. По его словам, 21,3% опрошенных в Санкт-Петербурге на вопрос о том, могут ли они вспомнить за всю жизнь случаи применения в отношении них незаконного насилия со стороны правоохранительных органов, ответили положительно.
Согласно результатам опроса, более 50% респондентов в Санкт-Петербурге, Пскове, Нижнем Новгороде, Республике Коми и Чите считают, что пытки в России применяются, отмечает "Интерфакс".
Гилинский сообщил, что 39% опрошенных среди заключенных в Коми сообщили, что подвергались насилию до приговора суда, а в Чите число заключенных, ответивших положительно на вопрос о применении насилия до решения суда, превысило 61%. При этом социолог сказал, что, по данным опроса, более 60% респондентов в Санкт-Петербурге чувствуют себя не защищенными от насилия.
"Россия и так занимает третье место после Колумбии и ЮАР по числу убийств на 100 тысяч населения и лидирует по числу самоубийств. У нас накоплен колоссальный потенциал насилия, и эта проблема недооценивается обществом и руководством страны", - отметил Гилинский.
Как пытают россиян
Правозащитники выяснили, что пытают сограждан чаще всего сотрудники патрульно-постовой службы и следственных отделов милиции. Но не гнушаются насилием сотрудники ФСБ и прокуратуры, а также судебные приставы. Чаще всего применяются избиение, содержание в холодных помещениях и антисанитарных условиях.
Также практикуются принудительные позы, включая подвешивание, бросание, растягивание, выкручивание рук и так далее. Значительно реже встречается применение электротока, погружение в воду (за исключением Коми, где было выявлено 20 таких случаев), прижигание и иные пытки с использованием кипятка и горячих (раскаленных) предметов. Наиболее распространенные мотивы пыток: издевательство, "кураж", вымогательство, а уже потом принуждение к явке с повинной и к даче показаний против себя и других лиц.
Экзотикой являются месть и пытки за участие в акциях протеста, гражданского сопротивления и за жалобы на произвол. Исследователи делают вывод: как правило, пытки применяются в отношении мужчин 21-40 лет со средним и неполным высшим образованием. Чаще всего применение пыток происходит в отделе милиции, дежурной части или в процессе задержания милицией. Издевательства могут длиться сколько угодно: от 10 минут до 72 часов.
Как отмечает правозащитник, проблема насилия со стороны правоохранительных органов усилилась в 90-х годах, когда из силовых структур стали уходить профессиональные кадры. Кроме того, в силовых структурах слишком буквально понимают требования начальства о максимальной раскрываемости преступлений любой ценой. Председатель нижегородского "Комитета против пыток" Игорь Каляпин считает, что в первую очередь необходимо повышать уровень служебной подготовки кадров правоохранительных органов. "Милиционеры в типичных для себя ситуациях не знают, какие действия предпринять", - сокрушается правозащитник. "Вместо того чтобы раскрывать преступление, легче выбить показания", - соглашается с ним профессор Гилинский.
Правозащитники считают, что масштабность и безнаказанность пыток не только угрожают жизни и здоровью граждан, но и всей системе правосудия, основам гражданского общества и даже государственности. В течение последних лет для пресечения применения пыток органами власти России никаких реальных мер принято не было. "Начать решать эту проблему не готово ни руководство МВД, ни государство, - считает председатель "Комитета против пыток" Игорь Каляпин. - Говорится очень много, но ничего не делается". "Самое страшное- это насилие со стороны тех, кто должен нас защищать, - сказал Яков Гилинский. - Мы их содержим, они нас бьют".
По словам Каляпина, для искоренения проблемы насилия со стороны правоохранительных органов нужны комплексные меры, прежде всего, повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Причин происходящего довольно много. Профессор Яков Гилинский называет, в частности, падение профессионализма среди правоохранителей, репрессивный менталитет законодателей, работников прокуратуры, судей и милиционеров. Влияет и низкая оплата труда и главное полная безнаказанность за творимый произвол. Не избавились в правоохранительных органах и от "наследия советского тоталитарного режима".