Эксперты и правозащитники опасаются, что закон коснется всех правозащитных организаций в России, и большинство из них могут вовсе прекратить свое существование. Однако авторы инициативы уверяют, что документ лишь упорядочивает деятельность НКО, получающих финансирование из-за рубежа.
Один из авторов, депутат-единоросс Александр Сидякин, с подачи которого недавно был принят скандальный закон о митингах, заверял журналистов в пятницу, поправки "никоим образом не запрещают деятельность и не ущемляют в правах неправительственные организации, а призваны обеспечить публичность их функции иностранного агента и сделать данные сведения открытыми для российских граждан".
По мнению Сидякина, в России в настоящее время действует целая сеть неправительственных организаций, "оплачиваемая деятельность которых вызывает подозрения относительно целей заказчика". Поэтому лучше "легализовать иностранных агентов и однозначно воспринимать их как проводников интересов других государств", уверен депутат. В этом случае, считает он, "многим НКО такое наименование понравится, и они наконец-то перестанут конспирироваться, обнажив истинную сущность своей деятельности".
Суть законопроекта
Согласно документу, участвующим в политической деятельности будет признаваться, за исключением политических партий, такое общественное объединение, которое независимо от декларируемых целей и задач финансирует и проводит политические акции в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
По словам Сидякина, иностранных агентов будут вносить в специальный реестр НКО, проводить обязательный годовой бухгалтерский аудит и требовать раз в полгода публиковать отчет о своей деятельности. Кроме того, при распространении материалов, в том числе в СМИ и через интернет, необходимо будет указывать, что эти материалы распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
"Преступление и наказание"
Документ также предусматривает введение административного и уголовного наказания - до четырех лет лишения свободы за несоблюдение закона. В частности, впервые вводится уголовное наказание за злостное уклонение от выполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Таких нарушителей предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также за "создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан", если деятельность НКО связана с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, предлагается установить уголовную ответственность с максимальным наказанием до четырех лет лишения свободы.
Большие штрафы и тюремные сроки - до трех лет - предлагается ввести за призывы граждан к невыполнению своих гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Причем наказание грозит как руководству и организаторам такого НКО, так и его участникам.
Ответ на "закон Магнитского"
В Кремле, по данным источников "Ведомостей", поддерживают инициативу депутатов. Единоросс, близкий к руководству Госдумы, заявил газете, что поправки станут ответом на одобренный недавно в США "закон Магнитского".
Как отметил собеседник издания, ирония состоит в том, что предложения ЕР содержат много положений американского закона "О регистрации иностранных агентов" (Foreign Agents Registration Act; FARA, который регулирует не только политическую деятельность общественных организаций, но и лоббистскую деятельность бизнес-корпораций), а работать поправки будут в основном против самого Вашингтона.
Правозащитники уже раскритиковали новую инициативу единороссов. По их мнению, новый законопроект связан с усилением протестной активности после выборов, а под предлагаемое определение политической деятельности может попасть "все, что угодно".