По его мнению, изначально было понятно, что дипломатов вряд ли удастся спасти, ведь террористы и не пытались выйти ни на каких посредников, чтобы вести переговоры об их освобождении, пусть и на своих нереальных условиях "прекращения войны в Чечне". Россия бы нашла таких посредников, ведь мало у кого из великих держав были столь наработанные связи среди иракцев. Но террористы действовали, "как призраки", исключительно через интернет.
"Захвату заложников предшествовало убийство лидера местного отделения "Аль-Каиды" Абу Мусаба аз-Заркави. Все знали, что его недолюбливал бен Ладен, и было логично предложить, что это дело рук его сторонников. Однако и в Ираке, и в кругах, близких к "Аль-Каиде" в других странах, упорно циркулировала информация, что аз-Заркави убили "агенты русских". Оккупационные силы также не спешили опровергать эти слухи, хотя первоначально американцы объявили, что сами ликвидировали аз-Заркави".
Своим мнением по поводу произошедшего поделился с "Новыми известиями" один из экс-заместителей секретаря Совета безопасности России, имеющий большой опыт зарубежной работы в "органах" и пожелавший сохранить анонимность. "Я расцениваю деятельность наших спецслужб как большой провал. Очень странно, что они не смогли даже выйти на ту группу, которая удерживала заложников. Ирак - не такая уж большая страна, там относительно легко можно понять, какая банда чем занимается", - сказал он. По его словам, у российских спецслужб огромный и длительный опыт работы в Ираке, там давно налажена агентурная сеть.
Он выразил мнение, что произошедшее - дело рук не иракцев, а, скорее всего, убийство совершили представители спецслужб другого государства. Источник газеты не исключил, что оно связано с тем, что наша страна только начала укрепляться на международной арене, заявлять о себе. "И вдруг - такой провал, - говорит источник. - Такое впечатление, что кто-то не хочет, чтобы мы слишком много думали о себе".
Однако на самом Ближнем Востоке не все согласны с тем, что российские спецслужбы реально могли что-то сделать для освобождения пленников. Когда два года назад в Ираке была свернута деятельность наших компаний, прежде всего строительных, например "Интерэнергосервиса", оттуда ушли и охранные структуры, обеспечивавшие их безопасность. А туда, как правило, брали людей с большим опытом работы в странах арабского мира.
Один из бывших сотрудников программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" Виктор Михин рассказывал, как контролировалось здание посольства РФ в Багдаде: "На противоположной стороне улицы, на углу, стоял большой дом, который "строился" не менее 15 лет. В былые годы оттуда иракские мухабаратчики (контрразведчики) внимательно следили за нашими дипломатами. Делали они это по возможности скрытно. Но с 2003 года группа сотрудников ЦРУ буквально по 24 часа в сутки отслеживала все, что происходит в посольстве. В соседнем здании, банка "ар-Рафидейн", также установили систему прослушивания посольства РФ. Даже охранявшие здание иракские полицейские приходили с жалобами на "бесцеремонность американцев". Вся эта навязчивая бдительность работала отнюдь не на обеспечение безопасности наших соотечественников.
Российкие власти снова ошиблись: так заложников не спасают
После похищения наших дипломатов спецслужбы и МИД, которые должны были отвечать за разрешение кризиса, сделали ставку на иракцев. Таким образом, та сила, которая на самом деле захватила заложников, то есть "Аль-Каида", была просто выключена из игры. Но так заложников не спасают, пишет "Новая газета".
Между тем "Аль-Каида" - первая в истории террористическая группировка, которая исповедует глобальные, а не локальные цели. Она не заигрывает с местными движениями, и на нее нельзя повлиять через местных сепаратистов. Поэтому было совершенно бесполезно пытаться использовать для переговоров как иракцев, так и чеченцев.
Кроме того, по стечению обстоятельств как раз на момент захвата наших дипломатов пришелся самый серьезный кризис в отношениях между иракским сопротивлением и "Аль-Каидой", который привел к тому, что через четыре дня после захвата сотрудников нашего посольства был убит аз-Заркави. В такой ситуации было странно надеяться подействовать на похитителей через иракцев.
При освобождении заложников выбор тактики не слишком велик - или переговоры, или силовой вариант. По данным Brookings Institution, с мая 2003 года по 18 июня 2006 года в Ираке были похищены 287 иностранных граждан. 46 из них были убиты, шесть освобождены в результате действий спецслужб, 146 отпущены на свободу, трое бежали без посторонней помощи. Судьба 86 человек неизвестна. Таким образом, статистика - на стороне переговорного пути.
И многие страны действительно идут на переговоры: выплачиваются выкупы, частично выполняются требования. Однако в большинстве случаев речь шла о гражданах государств, поддержавших вторжение в Ирак. Поэтому декларируемые цели захватов касались закрытия посольств в Ираке, сворачивания деятельности добывающих компаний.
Речь шла о требованиях, предъявляемых практичными людьми, с которыми можно договориться. К сожалению, российским дипломатам выпал самый ужасный вариант - попасть к людям, с которыми нельзя договориться. Проблема была в том, что иракское сопротивление, на которое сделали ставку, действительно ничем не могло помочь.
Заявление "Муджахидин меджлис аш-Шура" было адресовано не российским властям и было заведомо невыполнимо. В такой ситуации надеяться на переговоры было нельзя. Оставался только силовой вариант. Это тот путь, который вынуждены использовать страны, публично отказавшиеся платить выкупы в Ираке: в первую очередь США и Великобритания. Отказавшись от переговоров, спецслужбы этих стран были вынуждены вложиться в инфраструктуру для силового освобождения заложников - агентурную сеть.
В результате к ним стали обращаться за помощью правительства других стран, у которых переговоры срывались. Именно так поступило весной 2005 года шведское правительство, которое два месяца безрезультатно вело переговоры о выкупе своего гражданина - 63-летнего сотрудника нефтяной компании. Шведы обратились к британским спецслужбам за помощью, и в мае того же года заложника удалось освободить в ходе боевой операции.
В июне 2005 года таким же образом освободили австралийского инженера. Иракцы требовали вывода войск, правительство Австралии отказалось, и в ходе боевой операции иракской полиции и спецслужб США его удалось вытащить. Наконец, в марте уже этого года американцы освободили двух канадцев и британца - членов гуманитарной миссии Christian Peacemaker Teams.
Очевидно, что при силовом варианте российским спецслужбам также пришлось бы пойти за помощью к силам коалиции. Не исключено, что это и было сделано на уровне посольств. Однако после того, как в течение трех лет официальные лица нашей страны многократно демонстрировали свою откровенную позицию по отношению к нынешним хозяевам Ирака, от них сложно ждать большого энтузиазма.
Ситуацию могло спасти только публичное обращение высших чиновников Кремля к президенту Талабани и командованию коалиционных сил. Этого сделано не было. Даже сейчас, когда люди уже погибли, но надо найти их тела и провести расследование, которое невозможно без содействия на месте, МИД сделал лишь соболезнующее заявление и вновь - с обвинениями в адрес коалиционных сил.
Напомним, накануне президент России Владимир Путин дал указание российским спецслужбам принять все меры для поиска и уничтожения преступников, убивших россиян в Ираке. Об этом было объявлено после встречи российского президента с представителем саудовской королевской семьи принцем Сальманом бен-Абдель Азизом Аль Саудом.
Таким образом Путин фактически санкционировал операцию, подобную охоте израильского Моссада за группировкой "Черный сентябрь" после теракта в Мюнхене в 1972 году. Это заявление вряд ли было сделано под влиянием эмоций. По крайней мере, законодательная база готовилась заранее – уже принят в первом чтении законопроект, по которому "подразделения специального назначения органов ФСБ по решению президента могут применяться против находящихся за пределами Российской Федерации террористов и баз для пресечения угрозы безопасности РФ".