Бороться за высокий художественный уровень Хрюши и Степашки глава агентства пока собирается при помощи материальных стимулов. Сеславинский пообещал выделять средства, если качество программы улучшится. Однако в дальнейшем от недостатков, а точнее, недостатка детских программ пострадают конкретные каналы, которые могут быть привлечены к ответственности за невыполнение лицензионных обязательств перед государством, пишет газета "Новые известия".
В российских законах прописано, что доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7–10% от эфирного времени, иначе телеканал может потерять лицензию.
Эксперты газеты проанализировали телепрограмму за случайно выбранную неделю, и выяснилось, что в дни летних школьных каникул на Первом канале в общей сложности детские передачи занимают 48 минут в день, что составляет около 3% от общего эфирного времени канала.
На канале "Россия" детские передачи представлены программой "Спокойной ночи, малыши!", выходящей только по будням. Общая продолжительность - 7 минут, что составляет 0,4% эфирного времени. Канал НТВ в будние дни вообще не включает в свою сетку детские телепрограммы. В выходные здесь идет программа под многообещающим названием "Детское утро на НТВ", в рамках которой показывают обычно один-два отечественных мультфильма. В сумме детское вещание на НТВ составляет 40 минут, то есть 0,4% от общего эфирного времени. Чуть лучше обстоят дела на канале ТВЦ. В среднем этот канал вещает для детской аудитории около 48 минут в день, что составляет около 3,5–4% эфирного времени.
Больше всего детского вещания, судя по подсчетам газеты, на канале "Культура". В среднем 54 минуты в день здесь показывают старые советские художественные и мультипликационные фильмы для детей, отводя на это примерно 4,5% эфирного времени.
Качество транслируемой продукции также вызывает вопросы. Львиную долю всех так называемых детских программ на российском ТВ составляют мультфильмы, детские художественные фильмы и сериалы, причем преимущественно американского производства. Старые отечественные мультики не соответствуют современным телестандартам, да и привлекательность их сильно снизилась. Что касается воспитательных и обучающих программ, то их можно перечесть по пальцам, пишет издание.
Даже детскую аудиторию подобный подбор телепродукции не удовлетворяет. По данным экспертов TNS Gallup Media, в среднем по России (в городах с численностью населения более 100 тысяч человек) среди аудитории старше четырех лет бесспорным лидером по-прежнему остается та самая раскритикованная Сеславинским программа "Спокойной ночи, малыши!" (канал "Россия"). Ее рейтинговые показатели колеблются от 6 до 8,5%. Второе место занимает тележурнал "Ералаш" (Первый канал), за ним с примерно равными показателями следуют мультсериалы "Дисней-клуб" (Первый канал) и мультсериалы канала СТС. Изредка в эту тройку лидеров пробивается канал ТНТ со своими мультфильмами (например, "Эй, Арнольд!" и "Ох, уж эти детки").
Не лучше ситуация и с вещанием для тинейджеров. Специальные программы, рассчитанные на эту аудиторию, на российском телевидении практически полностью отсутствуют. Как следствие, подростки вынуждены смотреть фильмы и передачи для взрослых. То, что они там видят, вызывает вполне закономерную озабоченность у ученых, пишет издание.
Уже 6 лет в Центре социологии образования Российской академии образования (РАО) изучают влияние, которое современное отечественное телевидение оказывает на молодых россиян. Результаты обескураживают, пишет газета.
В ходе экспертных телепросмотров, длительность которых составила 116 часов, удалось выяснить, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики, иными словами, их показывают каждые 15 минут. Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета можно сделать вывод, что в среднем российский подросток ежедневно видит не менее девяти подобных "живых картинок". При этом если в утренние часы в среднем транслируется 3,2 сцены насилия или эротики за один час телевещания, то в вечерние уже 4,3, а в ночные – 5,4. Подобная динамика крайне опасна, считает издание.
"В вечерние и ночные часы увеличивается усталость, снижается уровень самоконтроля и критичности, что характерно для состояния перед сном. Все это обеспечивает принятие негативных образцов поведения. Более того, воспринятые в ночные часы модели могут "прорабатываться" в дальнейшем в сновидениях и усваиваться на уровне подсознания", – считает директор Центра социологии образования, академик РАН, доктор психологических наук Владимир Собкин.
Другая опасная тенденция – снятие культурных табу. Из всего объема зафиксированных сцен агрессии основная часть (65%) приходилась на взаимодействие между мужчинами и женщинами. Случаи агрессивного взаимодействия человека с группой составляют 9,4%, а межгрупповые конфликты – 8%. Довольно большую долю составляют сцены самоагрессии – 12,7%. Примечательно, что число сцен, когда взрослый проявляет агрессию по отношению к ребенку, составило всего 1%, а агрессивные действия самого ребенка – 0,7%.
"Это дает основание считать, что на современном телеэкране в целом сохраняется культурное табу как на показ агрессии взрослых по отношению к детям, так и на показ проявлений детской агрессивности, – полагает Владимир Собкин. – А вот культурные табу на агрессию мужчины по отношению к женщине, существующие в традиционном обществе, в современном телевизионном пространстве практически полностью разрушены".
"Если мама говорит: "Не бей девочку!", а на экране сильный и "положительный" герой делает все наоборот, ребенок с большой степенью вероятности последует его примеру. В общем, тонкий процесс становления личности, касающийся мужской и женской социализации, нормативного регулирования поло-ролевых отношений, жестко деформирован телевизионным экраном", – продолжает ученый.
Сами подростки также воспринимают происходящее на голубом экране весьма неоднозначно. В ходе опроса выяснилось, что каждому второму подростку (50,3%) сцены насилия просто "безразличны". Активно "не нравятся" они каждому третьему (36%), "нравятся" же относительно немногим – 10,9% опрошенных. Только 2,8% российских детей "специально выбирают передачи с большим количеством насилия". Интересно, что у мальчиков по сравнению с девочками почти в 6 раз выше доля тех, кому нравится смотреть сцены насилия и жестокости, пишет издание.
Эксперты утверждают, что от сцен насилия у детей развиваются различные страхи. Примечательно, что страх у подростков вызывают преимущественно теленовости и информационные передачи, а не художественные фильмы. Проявления страхов у подростков весьма многообразны. Наиболее типичны – боязнь темноты и ночные кошмары. У девочек к этому прибавляется "чувство незащищенности", которое с возрастом все больше усиливается, пишет издание.
"Это дает основание полагать, что в отличие от мальчиков они не избавляются от страха, мысленно проигрывая сцены насилия, а, наоборот, у них растет чувство неуверенности и в реальной жизни", - полагает Владимир Собкин.
Причина нынешнего состояния с детским вещанием - новый закон о рекламе, считают эксперты
Татьяна Черняева, автор и руководитель программы "АБВГДейка", считает, что на телевидении сейчас главную роль играет бизнес, а вовсе не воспитание нравственности.
"После принятия поправок в закон о рекламе детское телевидение перестало приносить прибыль. В телевидении сейчас главную роль играет бизнес, а вовсе не искусство и не воспитание нравственности. А с точки зрения бизнеса детские программы не представляют никакого интереса. Отсюда и проблема финансирования: невозможно найти спонсоров детского вещания. Никто специально денег на детские программы не даст, так как рекламой на них не заработаешь. К тому же принятые 5 лет назад поправки запретили спонсорство, и угасла последняя надежда создателей детских программ на помощь бизнесменов. Поэтому первое, что нужно сделать, – это внести поправки в закон о рекламе: разрешить рекламу в детских программах, но тщательно прописать ограничения. В детских программах должна рекламироваться информация, услуги, которые касаются детства", - считает Татьяна Черняева.
Светлана Устинова, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей, согласна с Татьяной Черняевой. "Я считаю, что необходимо активнее заняться телепроектами для детей, хотя до последнего времени это было затратно и не всегда выгодно. Важно формировать у детей морально-нравственные ориентиры, ценности и принципы, основываясь, например, на традициях доброй русской сказки", - считает Устинова.
"Раньше существовало государственное финансирование целого ряда киностудий, таких, как "Союзмультфильм", Одесская киностудия, Киностудия имени Горького, которые за счет государства производили детские передачи. Сегодня же, в связи с тем, что реклама в программах для детей запрещена, детское телевидение не стимулируется и, как следствие, медленно происходит его становление в современных реалиях", - отметила Светлана Устинова.