Как отмечает издание, профессор юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, заведующий кафедрой гражданского процесса Валерий Мусин, который был преподавателем Владимира Путина во время учебы нынешнего премьера на юрфаке Ленинградского госуниверситета, участвует в рассмотрении дела ЮКОСа в качестве судьи от России.
Вскоре после решения Страсбургского суда о приемлемости жалобы ЮКОСа, принятого 29 января, Мусин был выдвинут независимым кандидатом в совет директоров "Газпрома". 26 июня на общем собрании акционеров компании он был избран в совет директоров, где возглавил комитет по аудиту. А уже 1 июля секретарь-канцлер первой секции Европейского суда по правам человека Серен Нильсен направил Мусину письмо с предложением взять самоотвод. В Страсбургском суде считают, что избрание Мусина независимым членом совета директоров "Газпрома" поставило под сомнение возможность его участия в рассмотрении корпоративного дела ЮКОСа в Страсбургском суде.
Более половины акций "Газпрома" (50,002%) контролируется государством, а совет директоров компании возглавляет первый зампред правительства РФ Виктор Зубков. Кроме того, под контролем "Газпрома" сейчас находится ряд бывших активов ЮКОСа, которые распродавались в процессе банкротства компании.
Мусин сообщил "Коммерсанту", что продумывает ответ на письмо Нильсена, дать который необходимо до 1 августа: "Вопрос деликатный, и я не хотел бы комментировать ответ до его отправки, на которую есть еще несколько дней".
Эксперты, знакомые с практикой Страсбургского суда, рассказали, что ситуации, когда судья в своей стране становится госслужащим либо начинает работать в организации с преобладающей долей государства, встречаются нередко. В суде принято, что судья в этом случае должен сам прекратить свое участие в деле. Вопрос об отводе судьи рассматривает, как правило, бюро Страсбургского суда, в том числе по своей инициативе. Недоверие судье могут выразить также стороны по делу.
Жалоба ЮКОСа, поданная его лондонским адвокатом Пирсом Гарднером, поступила в Страсбургский суд 23 апреля 2004 года. ЮКОС жаловался на действия российских налоговых органов, которые компания расценивала как незаконный отъем собственности. ЮКОС ссылался на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод 1950 года, а также положением о защите собственности, содержащимся в протоколе N 1 к этой конвенции. Процедуру коммуникации, когда суд направил сторонам по делу дополнительные вопросы, жалоба ЮКОСа прошла еще в 2005 году, но следующий этап - принятие палатой суда решения о приемлемости жалобы - затянулся.
29 января 2009 года Европейский суд по правам человека при участии Мусина признал корпоративную жалобу ЮКОСа частично приемлемой. По мнению юристов, признание жалобы приемлемой создает высокую вероятность ее удовлетворения, что может иметь для России серьезные репутационные и политические последствия. Но материальные компенсации ЮКОСу в рамках этого дела вряд ли будут выплачены, поскольку сама компания уже ликвидирована.
Рассмотрение дела по существу должно состояться в ноябре, но на сайте суда дата слушаний пока не опубликована. В случае самоотвода национального судьи регламент Страсбургского суда дает государству два месяца для того, чтобы предложить нового кандидата. Это означает, что в случае отвода Мусина президенту Дмитрию Медведеву необходимо будет назначить другого судью от России в Страсбургском суде. Если этого не будет сделано, председатель суда сам назначит судью, которым может оказаться представитель другого государства.