Еще весной 2006 года руководитель Владимирской области Николай Виноградов подал заявление о клевете в свой адрес и оскорблениях в прокуратуру, милицию и ФСБ. Главе региона не понравилось, как на форуме города Коврова Владимирской области обсуждают деятельность региональной администрации. В оскорблении должностного лица и клевете подозревались пятеро участников. Следователи быстро установили, кто пишет на форумы, пригласили их на допросы и даже изъяли "орудие преступления" – компьютер. Первой жертвой политической интернет-цензуры стал внештатный обозреватель газеты "Владимирский край" Дмитрий Ташлыков. Он виновным себя не признает, да и следствие не обнаружило клеветы в его высказываниях. Пришлось возбудить уголовное дело по статье 319 УК РФ ("оскорбление представителя власти"), указывает издание.
"Мы уверены, что вынести обвинительный приговор по этому делу будет достаточно сложно, так как следствие опирается на отдельные слова, вырванные из контекста", – сообщил один из участников форума житель Коврова Михаил. По его словам, лингвистические эксперты два раза очень тщательно изучали обидные выражения, но так и не смогли сказать, были ли они направлены именно в адрес губернатора. Зато эксперты достоверно выяснили, что некоторые оскорбления, которые губернатор решил приписать своей персоне, на самом деле направлены в адрес других лиц. Но глава Владимирской области не теряет надежды и продолжает выискивать клевету на себя на виртуальных страницах.
Как считает Михаил, подобный опыт борьбы с инакомыслием с помощью форума – очень опасный прецедент. "Ведь речь интернет-общения уже настолько своеобразна, что из нее можно вырвать любое выражение и использовать против кого угодно, – сообщил Михаил". – Например, выражающее неодобрение слово "фтопку". Самое простое его значение – кинуть что-либо в огонь. Но по указанию большого начальника оно может быть истолковано как подготовка к убийству путем сожжения".
Как сообщила мировой судья Коврова Наталья Чикова, ведущая дело об оскорблениях в Сети, первое слушание состоится 30 января.
Во Владимирской области накоплен огромный опыт борьбы со "свободой слова". Только в 2004 году губернатор Владимирской области Николай Виноградов и его администрация предъявили к местным негосударственным печатным изданиям более 20 судебных исков. Но судебные решения оказались не в пользу чиновных людей, и губернатору пришлось искать иные методы воздействия.
Так, газета "Молва" пострадала за отказ поддержать ставленника губернатора Игоря Игошина на выборах в Госдуму. Вскоре было возбуждено два уголовных дела по уклонению от уплаты налогов (оба сейчас прекращены за отсутствием состава преступления), а затем судебные приставы пытались арестовать издательский комплекс газеты за долги по аренде, хотя дебиторская задолженность администрации Владимира за публикацию официальных документов в "Молве" с лихвой покрывала основные долги газеты. Но губернатор добился своего: у газеты сменился собственник, а, следовательно, и главный редактор.
Но больше всех досталось газете "Ковровские вести". Издание пользовалось популярностью у читателей, позволяя себе критиковать губернатора и его команду. Поначалу люди, имеющие отношение к губернатору и тогдашнему мэру Коврова Вячеславу Арсентьеву предлагали издателю Валерию Загурскому выкупить у него газету. Но Загурский не согласился. Начались обыски, выемки документов, изъятия компьютерной техники. Кто-то поджёг Загурскому автомобиль.
В отношении главного редактора газеты Фролова было возбуждено уголовное дело по ст. 129 УК РФ ("клевета") в связи с публикацией статьи "Ковровские заводы: всем спасибо, все свободны". Осудить Фролова тогда не удалось: после вмешательства Фонда защиты гласности и Союза журналистов России дело было прекращено. Но страсти улеглись ненадолго. В ночь на 28 ноября 2005 года Валерия Загурского и Николая Фролова задержали сотрудники городской прокуратуры. Против них возбудили уголовное дело по ст. 163 п. 2 УК РФ ("вымогательство, совершённое группой лиц по предварительному сговору").
Мэр Арсентьев предложил Загурскому и Фролову встретиться и поговорить "по душам" относительно продажи газеты. Мэр назначил встречу у себя на даче, сославшись на то, что якобы его кабинет в здании администрации может прослушиваться. Издатель и редактор около часа беседовали с мэром, а затем вышли из дома и направились к поджидавшему их автомобилю. Загурский и Фролов рассказывают, что неожиданно из дома вслед за ними выбежал мэр, сжимая в руках пакет. Он добежал до машины, распахнул заднюю дверцу и швырнул что-то на сиденье. И в ту же минуту Загурского и Фролова арестовали.
В результате Загурского приговорили к трём годам, а Фролова - к полутора годам колонии. Фролов достаточно быстро освободился, а Загурский отсидел полный срок.