Суд Московской городской епархии рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях заштатного клирика Москвы протодиакона Андрея Кураева и постановил лишить его священного сана
Андрей Кураев / YouTube
Суд Московской городской епархии рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях заштатного клирика Москвы протодиакона Андрея Кураева и постановил лишить его священного сана, сообщает сайт епархии.

"Решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы - Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано", - отмечается в сообщении.

В ходе суда было установлено, что 21 апреля 2020 года отец Андрей опубликовал в своем "Живом журнале" оскорбительную характеристику скончавшегося в тот день от последствий коронавируса протоиерея Александра Агейкина.

Суд выявил в заявлениях протодиакона Кураева признаки "хулы на Церковь", передает "Интерфакс". В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона, в частности об обвинениях в адрес Русской православной церкви в "организации раскола" (в мировом православии. - Прим. "Интерфакса").

Суд констатировал, что Кураев не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии, обратившихся к нему еще в 2015 году.

Сам опальный священнослужитель критически отозвался о решении суда Московской городской епархии относительно лишения его священного сана.

"Это пример того, как не стоит решать церковные вопросы", - заявил он во вторник вечером. По словам собеседника агентства, решение о том, что патриарх вверяет его судьбу церковному суду, было опубликовано ровно восемь месяцев назад, и за все это время так и не было объявлено, какие именно поступки или слова протодиакона будут предметом разбирательства, несмотря на его обращения в суд. При этом на само заседание отцу Андрею, по его словам, не разрешили привести ни адвоката, ни свидетелей.

"Я счел невозможным поощрять такого рода странную практику, которую даже средневековой не назовешь. И мы видим продолжение этого: о том, что произошло, я узнаю от журналистов. То есть мне никто из патриархии, из суда не позвонил, приговор не прислали, не зачитали - по сути, оглашена только информация о приговоре, но не сам приговор, который по-прежнему секретен", - отметил протодиакон, добавив, что "избыточная секретность делает этот суд какой-то пародией на суд".

"И я для себя решил: ладно, моя судьба - это моя судьба, но если на такого рода обращение поддаваться, то что скажут остальные? Если с Кураевым так обращаются, то что от церковных судов ожидать другим священникам? То есть в данном случае это некая моя последняя жертва для моих собратьев-сослужителей", - считает отец Андрей.

Он признался, что встретил объявленный приговор с чувством готовности и назвал его "каноническим убийством", самым жестким из возможных приговоров церковного суда.

"Выбор, который встал передо мной, это либо становиться на колени, говорить, что никогда больше не буду высказывать свою точку зрения, а буду только транслировать официоз, либо говорить по своей совести. Для меня важнее второе", - подчеркнул отец Андрей. В целом он считает, что "по промыслу Божию" все в его жизни происходит вовремя.

В соответствии с Положением о церковном суде протодиакон был трижды вызван в церковный суд в установленном порядке. При этом, как отмечается, лишь в одном случае его отказ прибыть для участия в заседании был признан обоснованным уважительной причиной (состояние здоровья).

В ответ на четвертый вызов на заседание суда, запланированного на 29 декабря 2020 года, 25 декабря Кураев отправил электронное письмо следующего содержания: "Убедительно прошу перенести заседание на январь, так как в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии". 29 декабря утром протодиакон направил на имя председателя епархиального суда письмо, в котором сообщил об отказе явиться в церковный суд.

"Учитывая отказ прибыть на заседание, церковный суд счел обоснованным рассмотреть дело в заочном порядке", - говорится в сообщении Московской городской епархии.

В апреле этого года стало известно, что патриарх Кирилл издал указ о запрете в священнослужении Кураева из-за оскорбления памяти Агейкина.

Когда коронавирус только появился, преобладающим настроением в церковных кругах было ковид-диссидентство. В частности, тогда протоиерей Агейкин осудил закрытие храмов и заявил, что остановить вирус может только молитва. Кураев же осознал опасность надвигающегося на человечество испытания еще в январе, о чем написал ряд постов, признанных священноначалием "паникерскими" и "провокационными".

"В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса", - отзывался об Агейкине Кураев.