Евгений Новоселов уверяет, что все происходило настолько быстро и неожиданно, что летчики не успели испугаться - на страх времени не было. "В полете мы работали. Для чего мы тогда там находимся? Я, как командир, помогал пилотировать и анализировал, что же произошло, как выйти из этой ситуации. Видимо, я настолько был поглощен процессом, как выполнить безопасную посадку, что про страх забыл", - рассказал пилот.
Напомним, Ту-154М ЗАО "Мирнинское авиапредприятие" (МАП), на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа, выполнял рейс Мирный-Москва. Лайнер вылетел из якутского аэропорта Полярный около десяти утра. Примерно в это же время (с учетом шестичасовой разницы во времени между Москвой и Якутском) борт должен был приземлиться в столичном "Домодедово". Однако через четыре часа после взлета, когда Ту-154 пролетал над малонаселенной тайгой, на 10-километровой высоте у самолета полностью отказала система электроснабжения.
Сначала отказал автопилот, потом навигация, затем радиосвязь. Погасли все основные приборы, вышли из строя насосы, подающие топливо. Функционировал единственный топливный датчик и у штурмана - единственный компас. Не подвели и двигатели - что стало единственным маленьким шансом на спасение.
Экипаж "Ту-154" сделал невозможное. Пилоты вслепую посадили самолет на заброшенный аэродром Ижма в тайге. Посадку пришлось осуществлять визуально без приборов и на повышенной скорости, поскольку не удалось выпустить закрылки. Это удалось сделать лишь с третьей попытки. Не работало оборудование, позволяющее маневрировать и снижать скорость, отсутствовала связь с землей. Кроме того, полоса была слишком короткой, и при приземлении лайнер выкатился в лес.
Выполнив несколько кругов над лесом, Ту-154 каким-то непостижимым для пассажиров образом оказался на поросших травой бетонных плитах, затем стремительно пронесся сквозь частокол невысоких деревьев, срубая их крыльями, и наконец остановился, когда шасси увязло в заболоченной низине. Только в этот момент, по словам пилота, было страшно.
"Страшно было только один раз, - вспоминает летчик. - Мы увидели заброшенную взлетно-посадочную полосу и после нескольких заходов совершили посадку. Причем посадка произошла мягенько - я даже был удивлен, настолько мягко сели! Когда начали тормозить, я заметил, что полоса-то заканчивается, а скорость еще приличная. Дело в том, что эта полоса уже давно не использовалась по назначению, с 1994 года аэродром там закрыли. Сразу за полосой был лес - молодой, но довольно густой и высокий - деревья поднимались выше кабины пилотов. И когда мы врезались в лес, мне стало страшно и обидно. Я думал: "Неужели сейчас попадется какое-нибудь здоровое дерево, которое разобьет кабину, и от нас ничего не останется?". И вот тогда мне стало по-настоящему страшно. И в этот момент я обратился к Богу. "Господи, помоги", - вслух сказал я. И самолет остановился!"
Правда, до того как самолет остановился, успел крыльями порубить деревья. "Задели и носовой частью. Чудо, что наш обтекаемый локатор, который легко разбивается, остался цел. Если бы на полметра левее взяли, то задели бы огромную сосну", - рассказал Новоселов.
Что касается пассажиров счастливого Ту-154, то некоторых, по словам Новоселова, пришлось приводить в чувство физическим способом. "Я не присутствовал в салоне в тот момент, но бригадир бортпроводников докладывал мне ситуацию: все было не так просто, без паники не обошлось, у двух пассажиров случилась истерика, - рассказал Новоселов. - Но есть определенные инструкции - если человек не подчиняется требованиям экипажа, то бортпроводники могут воспользоваться любыми методами, вплоть до физического воздействия, чтобы привести пассажира в чувство. Что мои ребята и сделали".
"Поймите, людей необходимо было угомонить! Если пассажирам сказали: "Опустите голову, руки положите сверху!" - то они должны именно так поступить, - отмечает летчик. - Если кто-то из пассажиров пытался поднимать голову и смотреть в иллюминатор, приходилось на него кричать. Здесь уже "сюси-пуси" разводить было некогда и любезничать с людьми: мол, пожалуйста, сделайте так, вы понимаете - совершенно ни к чему. В такой ситуации надо действовать четко, выполнять инструкции, как в армии. Сказали сидеть - значит, сидеть, голову опустить - значит, все опустили... Кстати, когда все закончилось, я поблагодарил пассажиров за понимание".
В настоящее время комиссия по расследованию ЧП ищет причины аварийной посадки, оценивает действия пилотов, отмечает "Комсомольская правда". А компания "Алроса", которой принадлежит борт, решила подлатать самолет прямо на взлетной полосе, а потом попытаться своим ходом отправить его в ближайший город - Ухту. А оттуда, уже после детального ремонта, - домой, в Якутию.
Взлететь со слишком короткой (1300 метров, а нужно хотя бы 2000) полосы под силу только испытателям. И лайнер должен технически быть готов к такому экстриму. Самолет уже вытащили из грунта. При аварийной посадке машина проехала по близлежащему лесочку 160 метров и, конечно, увязла в земле. 70-тонный борт тракторами дотащили до бетонки.
На прошлой неделе "тушку" наконец откатили в дальний конец взлетки, где машину будут обследовать и ремонтировать дальше. Счастливый борт помыли из пожарной машины.
В ближайшие дни привезут два новых двигателя, сказали в компании "Алроса". Их решено заменить, так как во время приземления в них попали срезанные на скорости ветки деревьев, камни. Вместе с двигателями приедут и эксперты компании, которые снова осмотрят самолет и примут решение: можно ли взлететь с аэродрома Ижмы.