Служащий Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Виктор Дей рассказал "Новой газете", что поступил в вуз в 2014 году, а через четыре года решил сменить специальность. За полгода до окончания обучения он написал рапорт о досрочном отчислении, но ему отказали. После окончания учебы и распределения в ракетную дивизию N8 Кировской области Дей снова написал рапорт, но ему не ответили.
Обращения к юристу, в военную прокуратуру и штаб армии не дали никаких результатов. Сейчас Дей работает по другой специальности, но не может отсутствовать на службе более 10 дней, так как за это предусмотрена уголовная ответственность.
"Звонили даже родителям, говорили: "Ваш сын служить не хочет, и мы его за это посадим, - рассказывает Дей. - Потом они написали обращение в администрацию муниципального образования, где я родился, затем ко мне с угрозами приехал начальник факультета. Сейчас у него в академии учится мой брат. Начальник приехал, и, пока говорили, на листочке написал: "Если ты не останешься, я отчислю твоего брата", - показал мне, потом листочек выбросил. Я ему ответил, что мое решение не поменяется. В другом же разговоре проскочила фраза: "Подкуп, шантаж и вымогательство - любые средства хороши, чтобы тебя оставить служить".
Другой военнослужащий - Егор Гламбоцкий пожаловался на то, что после попытки уволиться его также запугивали переводами и уголовным делом.
"Первое время мне звонили и пугали переводами куда-нибудь подальше: говорили, что отправят в Кытлым, там интернета нет, "бизнесом заниматься не сможешь". Звонили родителям, говорили: "Ваш сын зарабатывает себе уголовное дело". А у меня что отец, что мать - военные, и я их предупредил, попросил не реагировать".
После долгих угроз Гламбоцкого вызвал к себе командир дивизии и заявил, что командование РВСН его все равно не уволит, так как есть "прямое указание от командующего академией РВСН Сергея Сивера". Сейчас Гламбоцкий совмещает службу с работой, как и Дей. Он выполняет часть задач и параллельно работает в своей студии. Нарушение закона признала прокуратура, но увольнять его все равно отказались.
Один из юристов рассказал изданию на условиях анонимности, что сложность с увольнением из армии - распространенная проблема, так как по закону на военнослужащих не распространяется свобода выбора профессии, а право на увольнение прописано "размыто".
В Минобороны изданию заявили, что внутренних распоряжений о запрете увольнений контрактников нет. Представитель ведомства сказал, что им жалоб на угрозы за желание уволиться не поступало.
Согласно указу президента России Владимира Путина, вступившему в силу в январе 2018 года, численность Вооруженных сил РФ определена в 1 902 758 человек, в том числе - 1 013 628 военнослужащих. Официальные данные по структуре состава или о комплектовании этого миллиона найти практически невозможно, так как они не афишируются, но ориентировочно офицеров среди них - около 250 тысяч. Офицеры заявляют, что проблемы с увольнением носят массовый характер.
Как напоминает "Новая газета", 10 октября в соцсети в "ВКонтакте" появился пост о лейтенанте Ракетных войск стратегического назначения, который решил уволиться из рядов ВС РФ. Денис проходит службу в 28-й ракетной дивизии в Козельске Калужской области, о своем решении уволиться он доложил 27 августа 2019 года рапортом командиру дивизии, командующему 27-й Ракетной армии, командующему войсками ЗВО, начальнику главного управления кадров и в Главную военную прокуратуру. В дивизии ему сообщили, что просто так уволиться невозможно - только по уголовной статье.
Как пишет Леонов, командованием дивизии был принят ряд мер: офицеры звонили родителям и пугали уголовным преследованием сына, угрожали трудностями в академии РВСН для брата, звонили начальнику супруги с просьбой уволить ее, "для того чтобы она спокойно могла приехать в город, в котором я прохожу службу", а также переводом в другую дивизию, "нетронутую цивилизацией".
По словам начальника отдела по работе с личным составом полковника А. Федоренко и начальника отдела кадров РВСН полковника А. Рыбалки, уволиться из войск так сложно по причине "обычной гонки главкомов различных видов и родов войск, у кого служба лучше и перспективнее".
"Позиция командования РВСН такова, что всех служащих в данных войсках все устраивает, все нравится, а на самом деле никому не дают уволиться и никому не дают перевестись", - говорится в публикации.
Официальных данных о комплектовании Вооруженных сил РФ в открытом доступе нет, а имеющаяся информация противоречива и неуловима. В конце марта 2019 года в интервью "Российской газете" начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-лейтенант Евгений Бурдинский заявил, что количество контрактников "составляет 393,8 тысячи человек". В планах - к 2025 году увеличить численность профессиональных кадров в ВС до 475 тысяч и сократить количество призывников до 220 тысяч.
Ранее в том же месяце Бурдинский давал интервью и газете "Красная звезда", где упомянул, что "в 2018 году на должностях прапорщиков, сержантов и солдат проходят военную службу по контракту более 350 тысяч человек". В октябре 2019 года снова "Красной звезде" он обещал около 132 тысяч (цифра соответствует президентскому указу на 2019 год) призывников за осенний призыв. А весной должно было быть 135 тысяч, заявлял тогда Бурдинский опять "Российской газете".
По данным Главного управления кадров Минобороны за 2017 год, в России насчитывалось около 230 тысяч офицеров. Понять, сколько из них имеют проблемы с увольнениями, невозможно. Найти статистику по числу судебных разбирательств такого рода также нельзя: данных по увольнениям через суд нет ни в Московском окружном военном суде, ни в Московском гарнизонном.
Порядок увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации должен осуществляться строго в соответствии с законодательством России, а именно: пункт 6 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
"Каких-либо "внутренних" распоряжений о запрете увольнений военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по собственному желанию в Минобороны России нет и быть не может", - сообщили в Минобороны.