Документ в первую очередь призван ввести в юридические рамки практику "фитосанитарной войны", практикуемой в отношении Грузии, Молдавии и Украины. Но исходя из формулировок проекта, санкциям может быть подвергнуто любое государство за действия любого человека или компании на его территории, если это создает "международную чрезвычайную ситуацию", пишет "Коммерсант".
России не нужен закон о специальных экономических мерах в случае возникновения чрезвычайной международной ситуации. Такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
По его словам, есть опасения, что "чрезвычайная ситуация будет трактоваться крайне расплывчато, и это позволит России отказываться в одностороннем порядке от заключенных ранее международных договоров". Что же касается действительно чрезвычайных ситуаций, "ситуаций на грани катастрофы", то, заметил Делягин, "для них принимать специальные законы не нужно: все и так понимают, что в чрезвычайных ситуациях действуют чрезвычайные законы, во всех международных договорах указаны форс-мажорные события".
По мнению экономиста, "теоретически международные договоры должны подчиняться российскому праву, ведь только так можно обеспечить национальный суверенитет, однако для этого надо не принимать новые законы, а немножко подправить Конституцию".
Отвечая на вопрос, не вызвана ли данная законодательная инициатива желанием оправдать действия России по отношению к Грузии, Делягин сказал, что "российских законов вполне достаточно для защиты национальных интересов в ситуациях, подобных сложившейся с Грузией".
"Россия занимает стратегическое место в мировых экономических отношениях, - отметил в эфире радиостанции заместитель председателя комитета ГД РФ по международным делам Леонид Слуцкий. - Поэтому ей необходим закон, уточняющий механизм принятия решений, когда Россия считает ситуацию в мировой политике антагонистично противоположной своим стратегическим интересам".
По словам депутата, "история показывает, что экономические меры, мягкое применение силы, зачастую эффективнее, чем бомбометание". Вместе с тем, заметил Слуцкий, необходимо добиться максимально точных формулировок в тексте закона. "Русский язык очень богатый, и я надеюсь, что нам удастся конкретизировать те, или иные положения закона, - пояснил он. - Но принятие законопроекта как такового можно только приветствовать".