14 октября следователь по особо важным делам следственного управления СКР по Краснодарскому краю Анатолий Шутенко вынес пять постановлений о возбуждении уголовных дел, согласно которым сотрудники управления ФСБ по Москве и области майоры Александр Мрищук и Антон Барякшев стали подозреваемыми в организации преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ), банды (ст. 209 УК РФ), а также разбоев и краж (ст. 162 и ст. 158 УК РФ). Причем приказы, якобы поступавшие руководителю РОО Роману Теленкевичу, исполняли неустановленные лица из Е.Н.О.Т., а сама организация, как следовало из постановлений следователя, фактически являлась структурным звеном ОПС и банды для решения силовых вопросов.
Согласно уставу, РОО Е.Н.О.Т. создана для содействия военно-патриотическому воспитанию молодежи, в том числе путем организации изучения и сохранения исторических материалов, поддержания и развития высоких духовно-нравственных традиций. Фактической же целью организации стала маскировка преступной деятельности по оказанию услуг, связанных с розыском лиц, слежкой, адресной установкой, запугиванием, хищением имущества, нападениями и другими неправомерными действиями.
По версии следствия, следователи Московского межрегионального следственного управления на транспорте СКР и ФСБ привлекали "енотов" к оперативной работе: те вместе с официальными силовиками приходили на обыски в офисах и домах в столичном регионе, а затем выносили оттуда ценные предметы, в том числе компьютеры и мобильные телефоны.
Таким образом в декабре 2016 года они похитили деньги и ценности на общую сумму 4,8 млн руб. у фигурантов уголовного дела об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. 2 ст. 194 УК РФ). Через три года пострадавшие написали заявления по данному факту. Тогда же участники РОО во главе с Романом Теленкевичем, оказавшиеся под следствием за вымогательство, признали свою вину, заявив о причастности к нападениям московских работников ФСБ.
Несмотря на то что в деле оказались военнослужащие, в руководстве СКР решили, что расследование должно вестись "гражданскими" следователями, причем в Краснодарском крае, а не в Москве, на которую приходится больше всего вменяемых группе преступлений.
В середине октября майоры Мрищук и Барякшев были арестованы по ходатайству следственного управления СКР Краснодарским гарнизонным военным судом. Однако через 18 дней, 31 октября, Южный окружной военный суд (ЮОВС) распорядился немедленно освободить из СИЗО Александра Мрищука. Апелляционная инстанция не только признала, что он был арестован с множеством процессуальных нарушений, но и усомнилась в самом событии преступлений. Офицер вернулся в Москву, однако на работе не появляется, от своих прежних адвокатов отказался и, как полагают источники, мог признать свою вину и начать сотрудничать со следствием, возможно, попав под программу госзащиты.
Тем временем само уголовное дело, в котором активно поучаствовали сотрудники управления собственной безопасности ФСБ, вызвало много вопросов как в центральном аппарате СКР, так и в самой спецслужбе. Контрольное управление ФСБ даже решило проверить своих коллег в связи с данным расследованием.
Следует отметить, что, по данным из открытых источников, члены Е.Н.О.Т. отличились в кампаниях на востоке Украины и в Сирии, а также при присоединении Крыма к России. Сами участники организации отмечали, что это были не боевые, а гуманитарные операции, но при этом на фото и видеозаписях фигурировали в основном в камуфляже с различным оружием. В 2016 году глава Крыма Сергей Аксенов объявил благодарность Роману Теленкевичу как члену Союза добровольцев Донбасса "за мужество и высокий патриотизм в защите конституционных прав и свобод жителей Крыма".
Кстати, ранее столь серьезные вопросы у правоохранительных органов возникали только к прообразу всех российских ЧВК - ООО "Славянский корпус". В 2014 году Вадим Гусев и Евгений Сидоров - руководители ООО, которое являлось "дочкой" зарегистрированной в Гонконге Slavonic Corps Limited, - были осуждены за наемничество (ст. 359 УК РФ). В 2013 году они отправили в Сирию 250 бывших российских военных, которые якобы должны были охранять объекты энергетики, но в итоге оказались на войне.
В ноябре 2018 года бойцы российских частных военных компаний и ветераны вооруженных сил и боевых действий обратились в Международный уголовный суд с требованием возбудить расследование против организаторов ЧВК и тех, кто им помогает.
Как следует из обращения в суд, участников ЧВОК лишают правового статуса намеренно, из-за чего они не только не получают положенной ветеранам реабилитационной и экономической поддержки со стороны государства, но и преследуются по закону о наемничестве: деятельность таких компаний попадает под действие двух статей Уголовного кодекса РФ: "Наемничество" и "Организация незаконного вооруженного формирования".
При этом россияне воюют за рубежом в статусе "добровольцев" и без официального признания со стороны российского государства, а в ответ на просьбы о легализации получают ответы из Минобороны, где организацию и деятельность частных военных компаний в России называют антиконституционными.