Об этом на конференции "Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия", проходившей накануне в Сретенском монастыре Москвы при участии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заявил главный научный сотрудник Института российской истории РАН Василий Христофоров.
На мероприятии, в центре которого стоял вопрос о подлинности так называемых екатеринбургских останков, речь зашла о ритуальном характере убийства, совершенного большевиками. Именно такой точки зрения придерживается значительная часть церковной комиссии по изучению результатов исследования останков. В эту версию удачно вписывалось и предположение, что последнему российскому императору отсекли голову, чтобы показать ее в Кремле верхушке руководства большевиков.
Однако главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор юридических наук Василий Христофоров, являющийся членом патриаршей комиссии по изучению результатов исследования "екатеринбургских останков", однозначно заявил, что версия об отрезанных и переданных "на хранение в Кремль" головах императора, его супруги и наследника, цесаревича Алексия, ничем не подтверждается. "У нас нет ни одного не только документа, но ни одного косвенного свидетельства участника событий по поводу отсечения головы", - сказал Христофоров.
Версия об "отрубании голов" членам царской семьи в ритуальных целях была опровергнута следствием Генпрокуратуры РФ от 1993 года, а также следствием СК РФ, возобновленным в 2015 году. Согласно заключению судебно-медицинских экспертиз, на шейных позвонках всех найденных скелетов отсутствуют следы посмертного отчленения голов.
По словам Христофорова, советские государственные органы не использовали метод отсечения голов для сбора доказательств, в противном случае это свидетельствовало бы о том, что они взяли на вооружение аналогичные способы отвергаемого ими имперского периода, сообщает РИА "Новости". "Нет ни одного свидетельства участников событий о том, что голова императора отсекалась и привозилась, в том числе в офисы кабинета, квартиры Ленина. Нет упоминаний", - закрыл тему ученый. О подобных предположениях теперь можно говорить "как о не соответствующих действительности".
Версия об отрубании головы царю стала популярной сразу после казни Романовых. И хотя никаких документальных подтверждений ей не было, обсуждать ее не переставали. Среди тех, кто не исключал такие зверства большевиков, был и глава "колчаковской" комиссии по расследованию убийства царской семьи Михаил Дитерихс, один из руководителей Белого движения в Сибири. Он был назначен Колчаком на этот пост в январе 1919 года. А следствие возглавил следователь по особо важным делам Николай Соколов, который в итоге и пришел к выводу о полном уничтожении всех 11 тел путем сожжения и воздействия серной кислоты в районе Ганиной Ямы.
Никаких подтверждений отсечению голов следствие не нашло, но в своей книге "Убийство царской семьи и членов дома Романовых на Урале", изданной в эмиграции в 1922 году, Дитерихс писал, что на фоне безуспешных поисков останков семьи Романовых родились страшные слухи, что "головы членов царской семьи и убитых вместе с ними приближенных не сжигались, а были заспиртованы в трех доставленных в лес железных бочках, упакованы в деревянные ящики и отвезены в Москву".
Как писал Дитерихс, по этой легенде, в Москву головы доставил уральский военный комиссар Шая Исаакович Голощекин, отвечавший за исполнение приговора. Он привез Якову Свердлову из Екатеринбурга некие опечатанные ящики. И среди служащих Совнаркома сразу распространился слух, что внутри них были заспиртованные головы бывшего царя и членов его семьи.
"Когда после убийства всей царской семьи Исаак Голощекин приехал к Янкелю Свердлову и привез какие-то три тяжелых ящика, то в городе распространилась молва, что Исаак Голощекин привез в бочках заспиртованные головы всех членов царской семьи. Агентура передавала, что какой-то секретаришка из Совнаркома, особенно настроенный к скорейшему переселению за границу, потирал руки и весело заключал: "Ну, теперь жизнь обеспечена; поедем в Америку и будем там демонстрировать в кинематографах головы Романовых", - писал в своей книге Дитерихс.
Не исключая саму по себе версию отсечения головы, он далее писал, что у Ганиной ямы, "на откосе котлована, ближайшем к шахте N7, нашелся вязанный Государыней Императрицей шнурок от мешочка, найденного раньше вместе с разбитой иконкой, на котором он носился на шее. Шнурок был перерезан или перерублен, что могло произойти или при желании лишить тело всяких наружных признаков опознания при погребении в земле, или при отделении головы от тела для сохранения головы в спирте".
В воспоминаниях белогвардейца Юрия Ларикова, эмигрировавшего в 1921 году в Китай и дослужившегося там до чина генерала, упоминается подписанный Лениным, Троцким, Зиновьевым, Бухариным, Дзержинским, Каменевым и Петерсом документ от 27 июля 1918 года, в котором подтверждается факт получения головы императора и ее опознания.
Историк русской эмиграции Сергей Мельгунов в своей книге "Судьба императора Николая II после отречения. Историко-критические очерки", изданной в 1951 году в Париже, писал об этих слухах как о "фантастической были", распространение которой "связано с именем капитана Булыгина, помогавшего ведению следствия Соколова, - по крайней мере на него, на его авторитетное свидетельство ссылался в 1929 году автор статьи в парижском "Русском Времени", впервые на столбцах эмигрантской прессы рассказавший этот апокриф".
"Дело идет не более не менее как о том, что в Москву среди вещественных доказательств, имевших отношение к убийству в доме Ипатьева, была доставлена в особой "кожаной сумке" стеклянная колба, наполненная красной жидкостью, в которой находилась голова казненного Императора! В Берлине в 1921 году капитан Булыгин, по словам автора статьи, говорил ему, что такой факт "несомненно имел место". Тогда автор отнесся скептически к рассказанному, но в конце 1928 года в газете "Франкфуртский Курьер" 20 ноября он прочитал статью "Судьба царской головы", принадлежащую перу некоего пастора Курт-Руфенбургера, который рассказывал со слов "очевидца", как большевики сожгли в июле 1918 года полученный ими из Екатеринбурга "ужасный груз". Были мнения, что заспиртованную голову Николая II надо сохранить в музее для назидания "грядущему поколению", но по предложению Петерса в конце концов постановили во избежание превращения головы бывшего царя в "святыню" в глазах "глупых людей" уничтожить. "Очевидец" наблюдал процесс сожжения, происходивший будто бы в присутствии почти всего большевистского синклита", - писал Мельгунов.
Голову Николая II в спирту видел, но уже в 1919 году, и расстрига-чекист иеромонах Илиодор. "Сенсация", за которую о. иеромонах с американской прессы получил 1000 долл. и которая показалась вероятной и "Последним Новостям", вовсе не была тогда новая, ибо о ней было написано за три года перед тем в одном из органов той же парижской эмигрантской прессы", - отмечает Мельгунов.
Советский писатель и поэт Владимир Солоухин в своей книге "При свете дня" упоминает некоего журналиста В. Родикова, который писал, что в сейфе Владимира Ильича Ленина "хранилась чудовищная реликвия: заспиртованная голова Николая II". А "после смерти Ленина была создана комиссия, чтобы описать документы и бумаги, находившиеся в его сейфе. В комиссию входил узкий круг лиц: Дзержинский, Куйбышев, Сталин... Вскрыли сейф, а там... сосуд с заспиртованной головой Николая II".
Легенда о надругательствах большевиков над телами представителей династии Романовых широко разошлась по российскому миру за прошедший почти век со дня их убийства. Однако, несмотря на заявления экспертов, что найденные останки целы, сомнения все же остаются, ведь Русская православная церковь не признает "екатеринбургские" останки царскими. В РПЦ считают, что следствие и госкомиссия не ответили на ряд вопросов и не доказали принадлежность найденных останков членам императорской семьи.
Как заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, "у Церкви еще не сформирована позиция по результатам исследований", она "будет формироваться в контексте работы Архиерейского собора и Синода". Так что тему "отсеченной головы", судя по всему, еще рано считать закрытой.