Член Совета по правам человека Игорь Каляпин заявил о готовности предоставить ФСИН и Следственному комитету данные людей, подтвердивших рассказы о пыткач сегежской колонии
Global Look Press
Член Совета по правам человека Игорь Каляпин в ответ на сообщение Федеральной службы исполнения наказаний о том, что оппозиционный активист Ильдар Дадин "талантливо сымитировал" пытки в сегежской колонии, заявил о готовности предоставить ФСИН и Следственному комитету данные людей, подтвердивших рассказы о пытках.

"Мы почему-то нашли людей, которые подтвердили все то, что говорит Дадин. Если руководству ФСИН или местному Следственному комитету нужно на этих людей указать, мы с удовольствием это сделаем", - сказал "Интерфаксу" Каляпин, который по итогам визита в колонию в Сегеже 7-8 ноября сделал вывод, что там пытают заключенных, но доказательства ФСИН собрать не дает.

Он напомнил, что местные сотрудники лишили правозащитников возможности фотографировать и записывать на диктофон беседы с заключенными, несмотря на то, что те были согласны. "Мы бы представили эти записи в качестве доказательств", - добавил он.

По его словам, такое решение могло быть принято сотрудниками колонии специально, чтобы члены СПЧ не могли предъявить ни Следственному комитету, ни общественности ничего, кроме своих впечатлений. "Как минимум еще несколько человек, семь или восемь, подтверждают то, что говорит Дадин. Видимо, они все тоже "имитаторы", - заявил Каляпин.

Член СПЧ отметил, что при посещении колонии видел расположенные в коридоре ШИЗО уличные громкоговорители, подтверждающие возможность пыток громкой музыкой, о которых говорил Дадин.

"Я видел и предмет, на котором Дадин, предположительно, висел на наручниках, видел рубцы, которые остались от наручников, причем расположенные именно под таким углом, под которым "браслеты" могут оставить следы, только если человек на них висит. На основании всего этого мы и сделали свои выводы", - заявил он.

После жалоб на пытки заключенных ИК-7 избивали со словами: "Ты еще можешь жаловаться?"

Применение пыток в колонии и, в частности, к Дадину, подтвердил и правозащитник Валерий Борщов, посетивший ИК-7 в рамках комиссии СПЧ. Об этом он заявил в Сахаровском центре в Москве на пресс-конференции, организованной при участии главы движения "За права человека" Льва Пономарева и жены Дадина Анастасии Зотовой, а также родственников потерпевших и бывших заключенных колонии ИК-7 под названием "Город Сегежа - территория пыток". Видеозапись ее опубликована на YouTube-канале центра.

На конференции матери заключенных Хазбулата Габзаева и Зелимхана Гелисханова рассказали о том, как в ИК-7, где вместе с Дадиным содержатся их сыновья, избивают заключенных. По словам Ларисы Гелисхановой, несмотря на неоднократные жалобы ее сына, никаких мер для устранения пыток предпринято не было, а после очередной жалобы он был избит сотрудниками ИК-7 с вопросом: "Ты еще можешь жаловаться?" Гелисханова сообщила, что из-за угроз изнасилованием, о которых упоминал и Дадин, ее сын пытался покончить с собой.

В качестве обычных для колонии пыток как матери, так и бывшие заключенные, выведенные по видеосвязи, описывали "растяжки", подвешивание за наручники и избиения, в том числе удары по пяткам деревянным молотком, пишет "Московский комсомолец".

Женщины добавили, что сотрудники колонии применяют специальную дубинку для ударов по голове, в результате чего, как они опасаются, у их родственников может развиться эпилепсия. Ранее подозрение на нее было отмечено и у Дадина.

Адвокат Дадина объяснил его отказ пройти полиграф и обследование у эпилептолога

Заявление замдиректора ФСИН о том, что Дадин сначала дал письменное согласие на прохождение экспертизы на полиграфе, а после без объяснения причин отказался это сделать, опроверг адвокат заключенного Алексей Липцер.

"Это вранье откровеннейшее. У нас на руках есть постановление следователей об удовлетворении Следственным комитетом ходатайства о прохождении полиграфа в присутствии адвокатов, соответственно, мы ждем теперь", - заявил адвокат Life.

Ранее Липцер говорил об этом изданию Meduza: "ФСИН к полиграфу по-хорошему отношения не имеет. Проверку проводит СК, это их компетенция. Почему ФСИН распространяет сведения о том, что Дадин якобы отказался проходить проверку, я не знаю".

Он также пояснил, почему активист отказался пройти полноценное обследование у независимого специалиста - невролога-эпилептолога, профессора Василия Генералова, специально приехавшего к нему из Москвы.

Адвокат заключенного отметил, что Дадин не знал, какой именно специалист к нему приехал. "Приезд доктора был таким образом спланирован ФСИН, что Ильдар был обескуражен. Они грамотно все поставили, что он не знал, кто к нему приехал, можно ли врачу доверять. Он не отказывался проходить исследование, он на тот момент не доверял врачу", - отметил Липцер.

Между тем заместитель председателя общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева заявила в интервью Bussiness FM, что склонна поверить ФСИН. По ее словам, случай Дадина сразу вызвал у нее вопросы.

"Я видела людей, которые перенесли пытки, и у них следы от этих пыток не заживали и по полгода, и год. На Дадине ничего этого нет - это раз", - отметила она. Вторым эпизодом, заставившим ее усомниться в показаниях, был отказ от обследования: "Когда доктор приехал, через всю страну в Карелию с оборудованием, в итоге Дадин отказался и от полиграфа, и от общения с доктором. Я видела записи видеокамеры и слушала, как потом говорил этот врач, о том, как четыре часа он ходил вокруг него, уговаривая наконец-то пройти обследование, поговорить с ним, но Дадин был непреклонен".

"Я думаю, что он таким образом просто привлекает внимание, - сделала вывод Меркачева. - Человеку действительно больно, обидно. И сам факт, что он оказался за решеткой, вот у нас, у правозащитного сообщества вызывает негодование, потому что как можно сажать в принципе за одиночные пикеты? Тем более что он самый первый - на нем "обкатали" статью, на мой взгляд, ужасную".

Ильдар Дадин - единственный в России осужденный по статье 212.1 после ее появления в новой редакции Уголовного кодекса РФ летом 2014 года. В декабре 2015 года его приговорили к трем годам колонии общего режима. В марте 2016-го Мосгорсуд смягчил приговор активисту на полгода.

24 ноября Европейский парламент на пленарной сессии в Страсбурге, посвященной соблюдению прав человека, принял резолюцию об Ильдаре Дадине, потребовав его немедленного освобождения из колонии и независимого расследования заявлений о пытках.