Хранит молчание о своем кандидате пока только "Единая Россия". Зато уже хорошо известно о его предвыборной платформе - это "план Путина"
Фото NEWSru.com
В России 28 ноября официально стартовала президентская избирательная кампания. Среди ее потенциальных участников хранит молчание о своем кандидате пока только "Единая Россия". Зато уже точно известно о его предвыборной платформе - это "план Путина".

И хотя детали плана до конца так и не ясны, партия власти уже обозначила его врагов. Более того, уже вышли две книги на эту тему: одна обосновывает существование "врагов Путина" и необходимость их преследования, вторая - называет врагов поименно.

Тут стоит отметить и другое новшество в нынешнем избирательном цикле - почти все партии строят свою рекламу на негативе: сейчас "все плохо" и надо выбрать их, чтобы все "стало хорошо". И только пиарщики "Единой России" поняли - средний класс голосовать будет не за кого-то или против кого-то, не сердцем (как было при Ельцине), а за свой кошелек и за то, чтобы остаться обществом потребления, которое уже сложилось за время Путина.

- "Враги Путина" по версии его "друзей"
- Путин созвал всех иностранных послов на предвыборный посыл

Деструктивные силы и люди есть, рассказал в ходе онлайн-интервью в "Газете.Ru" руководитель центрального исполнительного комитета партии "Единая Россия" Андрей Воробьев, отвечая на вопрос о врагах "плана Путина" в России.

"Одни - это те с виду милые дедушки-коммунисты, которые мягко стелят, а по факту первым делом ограничат нашу свободу", - сказал Воробьев. Он рекомендовал зайти на "сайт этой партии, я не могу упоминать название, и прочитать их программу", где нет "ни одного слова "свобода". "Они снова хотят нас построить и отправить на принудительные стройки или ограничить нас в самореализации", - заявил он.

Другими врагами "плана Путина" Воробьев считает тех, кто "заинтересован в слабой, расхлябанной власти, потому что ранее, в 90-е, это принесло им огромные дивиденды". "Они не хотят, чтобы наша страна была сильной, единой и процветающим государством. А мы хотим и обязательно этого добьемся", - добавил он.

Образ врага - это главный материал, цементирующий российское общество на протяжении столетий. Вначале этот прием отточили до совершенства коммунисты, теперь этот метод вновь в почете. Главными внешними врагами при этом опять становятся США и НАТО (некоторые европейские страны и институты - в зависимости от политической конъюнктуры), а внутренними - оппозиция, выступающая за смену нынешних политических кланов у власти.

Ранее сам Путин на форуме своих сторонников в "Лужниках" обозначил врагов "Единой России". Это те, кто "каких-то 10 лет назад контролировал ключевые позиции и в Федеральном собрании, и в правительстве, кто в 1990-е гг., занимая высокие должности, действовал в ущерб обществу и государству, обслуживая интересы олигархических структур и разбазаривая национальное достояние <...> кто в самый трудный период террористической интервенции против России предательски призывал к переговорам, а по сути, к сговору с террористами". Их имена, объяснил президент, можно найти среди кандидатов и спонсоров некоторых партий.

Зампред СПС, член правления РАО ЕЭС Леонид Гозман считает, что Путин по сути назвал двух врагов - КПРФ и СПС. При этом Путин, полагает Борис Немцов, лукавил, так как именно "олигархические реваншисты" и рекомендовали его в качестве преемника Борису Ельцину. Более того, многие из неназванных поименно злодеев по сей день работают в российском правительстве, по-видимому, продолжая разрушать "родину" изнутри.

По сути, Путин разделил страну на тех, кто "за" и "против" "единороссов" и лично него, вспомнил забытое понятие "врага родины", говорит лидер СПС Никита Белых. А это, отметим, путь к прямой конфронтации: ведь если враг не сдается, его уничтожают. И в этой ситуации, когда стране грозит диктатура, СПС должен "сделать все, чтобы объединить гражданское сопротивление и не дать правящей группировке узурпировать власть на многие годы".

Но Кремль стремится именно к этому, выдвинув главный лозунг - "преемственность". В связи с этим выступление Путина в "Лужниках" характерно тем, что имеет целью легитимацию преследования "врага". Тот факт, что "враг" и так слаб и практически не имеет шансов на выборах, не принимается во внимание, вероятно, потому, что "образ врага" никогда не соответствует действительному, у него своя функция - мобилизация сторонников, отмечают "Ведомости". Имея "народное разрешение" на преследование врага, можно в какой-то момент захотеть его использовать.

И уже используется. Последние "марши несогласных" оппозиционной "Другой России", к которым примкнули СПС и питерское отделение "Яблока", закончились жесткими столкновениями с ОМОНом, и в общем-то не нужным никому арестом не представляющего угрозу власти Гарри Каспарова, задержаниями не имеющих властных рычагов и когда-то лояльных Кремлю Бориса Немцова, Никиты Белых, Леонида Гозмана.

При этом власть почему-то убеждена, что главная опасность для нее (среди нынешних партий) исходит из правого лагеря. В ходе предвыборной кампании СПС совсем затюкали: дискредитирующие партию сюжеты не сходят с экранов госканалов, ее работой заинтересовались правоохранительные органы, региональные штабы подвергаются нападениям, ведется и "индивидуальная работа" с избирателями.

Не совсем понятно, против кого борется администрация президента и "Единая Россия": прокремлевские силы обладают даже не сто-, а двухсотпроцентными шансами завоевать в грядущее воскресенье абсолютное большинство голосов. ВЦИОМ прочит СПС и "Яблоку" максимум по 1-2% голосов избирателей (на выборах в региональные парламенты в марте ВЦИОМ, впрочем, ошибся в отношении СПС на 600 с лишним процентов: прогноз был около 1%, получил СПС около 7%). По сути власть ведет огонь по пустому месту - практически ни на что не влияющей российской демократической оппозиции.

Одновременно нарастает градус противостояния с западными странами. В среду президент России впервые встретился в Кремле с дипкорпусом иностранных государств, на которой попросил их донести до глав своих стран, что не допустит, чтобы "процесс эволюционного развития России корректировался извне". Формула безупречна - по форме возражать никто в здравом уме не будет, а ее наполнение, т.е. против кого она будет направлена, можно корректировать.

Свое логическое объяснение действиям Кремля предлагает "Московский комсомолец": очень может быть, пишет газета, что все происходящее - часть многоходовой политической комбинации, целью которой является грандиозное манипулирование российской политической системой.

Во время предыдущих выборов четыре года назад губернаторы еще избирались народом. Сегодня все они президентские назначенцы. К чему это может привести в условиях, когда президент возглавляет одну из партий, наглядно показали недавние парламентские выборы в Казахстане. В стране Назарбаева администрации президента, по данным "МК", даже не пришлось направлять в регионы конкретные указания. Акимы (губернаторы) регионов по собственной инициативе устроили неформальное соревнование: кто положит больше голосов в копилку президентской партии.

В России центральная власть решила многократно перестраховаться и не полагаться на чью-либо сознательность или сообразительность. Губернаторам, по информации "МК", прямо заявили: если в вашем регионе партия власти набирает меньше 60% голосов, можете считать себя уволенными. Благо отправить "воеводу" в отставку после завершения подсчета голосов будет проще простого. Большинство региональных лидеров возглавляют избирательный список партии власти в своих вотчинах. И "не оправдавшим доверия" просто предложат "выполнить свои обещания избирателям" и занять места в Думе.

Единственная непрокремлевская партия, которая при нынешнем политическом раскладе имеет хоть какие-то шансы на успех на грядущих выборах, это КПРФ. В последние месяцы коммунисты свои позиции резко упрочили: за партию Зюганова собираются голосовать многие абсолютно не склонные к коммунизму граждане, которым не нравится нынешняя власть.

Но Кремль компартию бьет лишь постольку-поскольку. Власти необходимо, чтобы в Думу кроме партии Зюганова прошли еще две псевдооппозиционные партии: Миронова и Жириновского. И тогда в новой нижней палате российского парламента будут заседать огромный "Медведь" и три политических карлика. В итоге и безопасность для власти, и "демократичность" в одном флаконе.

"Враги плана Путина" вышли в тираж

В издательстве "Европа" вышли две книги, имеющие непосредственное отношение к "врагам плана Путина". Первая идеологически обосновывает существование понятия "врагов Путина" и необходимость их преследования. Вторая, попроще, называет врагов поименно.

Логика авторов книг, по сообщению "Русского журнала", такова: в России создалась маргинальная оппозиция, которая не только не имеет никаких альтернативных планов развития страны, но даже гордится этим. Отношение к власти у такой оппозиции - строго негативное, но при этом отрицание власти переходит к крайнему радикализму с одной стороны и отрицанию самой России - с другой. А значит, это уже не оппозиция, а враги Путина. И такая тактика неизбежно приведет к политическому банкротству.

Автор первой книги "Fake-структуры: призраки российской политики" Максим Григорьев, директор "Института исследования проблем демократии". По его мысли, "план Путина", призванный модернизировать Россию, наталкивается на противодействие организаций, объединенных названием "fake-структуры".

Их суть, поясняет Григорьев, заключается в том, что они выдают себя не за то, чем они на самом деле являются и обманывают общество. В числе свойств fake-структур автор называет "полную "неразборчивость" в партнерах во имя корыстной целесообразности, идеологическую гибкость, доходящую до способности менять свои взгляды на противоположные в короткие промежутки".

По мнению Григорьева, свойства "fake-структур" начинают приобретать некоторые оппозиционные партии - в первую очередь СПС, "который, будучи либерально-рыночной партией ведет пропаганду на поле левой идеологии и социального популизма". Но "fake-тактика", по мысли автора, привела эту партию "к провалу, и она окончательно присоединилась к fake-сообществу, по сути уйдя от конкуренции в рамках демократических процедур и превратившись в радикальную оппозицию".

Инструментарий обмана, по словам Григорьева, использует и "Яблоко", вводя в состав своей тройки "фальшивого правозащитника" Сергея Ковалева, который "фактически оказывал моральную поддержку сепаратистам, когда Россия с ними боролась".

Книга же "Враги Путина" прямо перечисляет тех, кто "противопоставляет себя российской власти и лично президенту Путину". Один из его соавторов Павел Данилин, шеф-редактор сайта Кремль.орг.

По мнению Данилина, "враги Путина" из "радикальной оппозиции" стремятся к тому, чтобы "для них самих, образно говоря, вернулись 90-е, а для всех остальных - 30-е годы". Он считает, что "представители радикальной оппозиции" неоднократно "призывали к репрессиям и люстрациям, заявляли о своем категорическом неприятии всех, кто даже осторожно и с оговорками поддерживает существующую власть".

Между оппонентами и врагами есть разница, говорит Данилин и поясняет: "Оппоненты - это те люди, которые хотят сохранения России, которые не хотят, скажем так, устраивать революцию, не хотят устраивать перевороты, которые хотят нормально, легитимно прийти к власти и которые не хотят устраивать незаконных действий. А враги - это все те, которые хотят другой России, не свободной, суверенной, демократической России, а другой России какой-то они хотят. Вот они все - враги".

Виталий Иванов, вице-президент "Центра политической конъюнктуры" и автор предисловия к книге "Враги Путина", считает, что возвращение в политический лексикон партии власти термина "враги" в частности и военной терминологии вообще "не только уместно, но и необходимо". По мнению Иванова, в радикализации "виноваты сами враги Путина, которые пожелали вести диалог именно в такой терминологии".

Глава предвыборного штаба СПС Антон Баков считает, что власть задумала уничтожить своих оппонентов любым путем. "Они хотят сказать, что действующую оппозицию надо уничтожить. Надо уничтожить ее политическим путем, экономическим путем и, если не получится, физическим путем. Но это, вы понимаете, когда принимается людоедская модель, то дальше выстраивается совершенно людоедская политика: если враг не сдается, его уничтожают", - заявил Баков в беседе с "Радио Свобода".

"Что они строят, какую суверенную демократию? Что это за модель? При Ельцине мы приняли Конституцию, которую, да, украли, слизали у Французской республики. Да, действительно, мы пытались сделать из России Францию, вот такую французскую Россию. А сейчас что мы пытаемся сделать? Африканскую Россию? Что творит господин Павловский? За что он выступает? Они хотят сделать из Путина Роберта Мугабе, бессменного лидера, национального авторитета, национального лидера Зимбабве? Мы - против. Мы хотим жить в Европе", - заключил глава предвыборного штаба СПС.