27 июня представители СКР и ФСБ приехали в головной офис ГК "Рольф" на Алтуфьевское шоссе, предъявив постановление о возбужденном уголовном деле по ч. 3 ст. 193.1 УК (совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов). Одним из его фигурантов значился владелец и руководитель группы компаний "Рольф" Сергей Петров.
Следователи провели обыски в кабинетах гендиректора "Рольфа" Светланы Виноградовой, главного финансового директора компании Александры Озеряновой и директора департамента анализа и развития бизнеса группы Анатолия Кайро. У них изъяли всю финансовую документацию, касающуюся деятельности ГК "Рольф", а также офисную технику, самих топ-менеджеров доставили на допрос в здание СКР в Техническом переулке. Будет ли следствие ходатайствовать об избрании им мер пресечения в Басманном райсуде, пока не известно. В СКР сообщили, что решение о процессуальном статусе бизнесменов будет принято по результатам их допросов.
Параллельно аналогичные мероприятия прошли и в Санкт-Петербурге, где следователи обыскали два из пяти центров - "Рольф Витебский" и "Рольф Октябрьская". Там также изъяли документацию, но задерживать никого не стали. В УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти подтвердили информацию о том, что их сотрудники участвовали в оперативных мероприятиях, отметив, что их инициатором выступал центральный аппарат СКР. Также обыски прошли в квартирах и загородных домах фигурантов уголовного дела. В ближайшее время по этому делу будут назначены бухгалтерские и финансовые экспертизы.
Официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что, по версии следствия, организатором вывода средств выступал Сергей Петров, являющийся фактическим владельцем и руководителем компаний ООО "Рольф" и "Рольф эстейт", а также кипрского офшора "Панабел лимитед". В 2014 году Петров вступил в сговор с руководителями организаций для незаконного перечислению денежных средств, полученных от коммерческой деятельности компании "Рольф", на счета подконтрольной ему "Панабел лимитед". Соучастники обеспечили изготовление подложного договора купли-продажи о приобретении компанией "Рольф" акций "Рольф эстейт" у кипрского офшора по многократно завышенной стоимости в 4 млрд руб. После этого деньги были перечислены на счет офшора в австрийском банке, и оказались в распоряжении владельца ГК "Рольф".
Сам Петров для следствия оказался недоступен, так как уже несколько лет проживает за границей. Источник в СКР не исключил, что отказ Петрова от участия в следственных действиях может закончиться объявлением его в международный розыск с заочным арестом.
Петров отметил, что не имел отношения к сделке, о которой говорит следствие, поскольку в 2014 году был депутатом Госдумы от партии "Справедливая Россия" . Сделку по покупке "Рольфом" компании "Рольф Эстейт" он назвал логичной в рамках процесса реструктуризации бизнеса.
"Следователи уже несколько последних лет проверяли в "Рольфе" различные транзакции и никаких нарушений не находили. Сейчас я понимаю, что у них, очевидно, была цель нарыть хоть что-то", - сказал Петров, добавив, что ему неоднократно поступали предложения о продаже бизнеса, но он на них не реагировал. Свое возвращение в страну он не исключает, но лишь после того, как "досконально разберется во всей этой истории".
Финансист Андрей Мовчан заявил "Открытым медиа", что дело против Сергея Петрова возбуждено из-за его политической позиции, а регулирование движения валютных средств на уровне законодательства не имеет аналогов в мире и используется как инструмент вымогательства денег у бизнеса.
Что же касается приобретения акций, то такая сделка вполне обычна для бизнеса: как утверждает Мовчан, это не уменьшает налогооблагаемую базу, и налоговых выгод от этого никто не получает. Деньги просто перемещаются в другую юрисдикцию и используются для развития бизнеса, а для перемещения денег за границу существует множество других способов, не требующих продажи компаний.
Якобы имевшая место "многократно завышенная стоимость" сделки напомнила эксперту о деле Майкла Калви, которого также обвиняют в мошенничестве. "Для меня очевидно, что причина в том, что Петров всегда занимал честную порядочную независимую позицию. И, в том числе, говорят, что он финансировал оппозиционные СМИ и оппозиционных деятелей", - считает Мовчан.
Как пишет "Коммерсант", в бытность депутатом Госдумы Петров поддерживал протестные акции, голосовал против некоторых законопроектов, в том числе резонансных "закона Димы Яковлева" и "пакета Яровой", а также не участвовал в голосовании о присоединении Крыма к России.
Сергей Петров также положительно отзывался об оппозиционере Алексее Навальном, имя которого Владимир Путин старательно избегает произносить.
"Навальный инстинктивно делает все правильно. Очевидно, что он опирается на нравственные ценности. Его антикоррупционным расследованиям надо всячески помогать. Ведь бенефициаром его деятельности является само общество. Мне также близок его тезис о коррумпированной бюрократии как главном препятствии дальнейшего развития", - говорил Сергей Петров.
Он также считал, что Россия упустила возможность эволюционного развития. "Я знаю, что мы заняли дорогу, по которой эволюционного выхода у нас уже не осталось. Мы прошли эту точку", - утверждал бизнесмен.