Валентин Чуйкин увлекался спортивной авиацией, парашютным спортом, был членом Федерации любителей авиации России. Он известен, прежде всего, как близкий друг директора ФСБ генерала Николая Патрушева. Валентин Чуйкин работал личным водителем Патрушева в то время, когда тот руководил Управлением ФСБ по Карелии.
В катастрофе Ли-2 в субботу всего погибли четыре человека - командир экипажа, вице-президент Федерации любителей авиации России Олег Лякишев, второй пилот Валентин Чуйкин и бортмеханики Олег Матвеев и Евгений Волобоев.
На борту самолета находилась еще девушка - Анна Маликова, которая снимала полет на видеокамеру. В момент катастрофы ее выбросило в хвост самолета. С тяжелыми переломами ее вместе с командиром Ли-2 отправили в больницу. Олег Лякишев умер уже в карете скорой помощи. Камеру, на которую пассажирка снимала полет, изъяли сотрудники ФСБ, сообщает "Комсомольская правда".
О девушке на борту рассказал "Коммерсанту" и руководитель аэроклуба "Аист" Александр Марков. "Я почему-то запомнил, как Лякишев и его друзья, трое мужчин и женщина, подошли к самолету, над чем-то посмеялись и поднялись на борт. Через пару минут Ли-2 плавно оторвался от земли, пролетел пару километров и внезапно стал заваливаться на левое крыло. Затем машина вошла в штопор и рухнула среди коттеджей, построенных недалеко от аэродрома", - сказал Марков.
Однако в подмосковном ГУВД сообщили, что никакой девушки на борту самолета не было.
Направлявшийся с аэродрома Мячково в Калугу самолет Ли-2 1952 года выпуска, только что прошедший капитальный ремонт, пролетел всего 2,5 км, на высоте 80 метров начал заваливаться на бок, вошел в пике и, зацепившись крылом за крышу коттеджа, рухнул в 18:35 на дорогу в садовом товариществе "Солнышко" в поселке Заозерье, серьезно повредив три жилых дома. Обломки фюзеляжа и крыльев разметало по всему поселку, но никто из жителей не пострадал, возгорания не произошло, сообщает "Интерфакс".
"Они соображали, куда падать. И в последний момент пилот сделал все, чтобы избежать жертв", - говорят о погибших летчиках в Федерации любителей авиации России.
Летчик спас коттеджный поселок и его жителей
Через некоторое время после крушения три искалеченных дома окружили пожарные машины. Между домами были разбросаны обломки самолета. Центральному коттеджу досталось меньше всего - кусок дюраля выбил лишь ворота гаража и оставил глубокие борозды на стене. Зато во дворе - месиво из обшивки, проводов, приборов. На веранде второго коттеджа приземлилось зеленое крыло с красной звездой, в огороде лежит обломок хвоста, описала картинку с места катастрофа "Комсомольская правда".
За штурвалом был вице-президент ФЛА Олег Лякишев, известнейший, опытный летчик. Он и спас поселок - "оттянул" самолет на окраину, отключил подачу топлива, обесточил самолет. Поэтому и не было взрыва, хотя Ли-2 взлетал с полными баками - три тонны горючего.
Прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Александр Мурзин говорит, что ясную картину катастрофы пока представить невозможно. Отказ сразу двух двигателей - вещь необъяснимая.
Даже при отказе обоих двигателей опытные летчики могли посадить машину, считает летчик из Федерации любителей авиации России Михаил Лившиц. "Им не хватило метров пять, чтобы сесть на поле. Помешали коттеджи, которые фактически построили в зоне эксплуатации аэродрома. Каким образом их владельцы получили разрешения на строительство, я не знаю, но считаю, что при этом были нарушены все нормы", - считает Лившиц.
Кстати, владельцы домов в "Солнышке" конфликтуют с летчиками не первый год. В частности, Михаил Лившиц рассказал, что летчики дважды обращались в УВД Раменского района с заявлениями о том, что из "Солнышка" их самолеты обстреливали из ракетниц и охотничьих ружей. В самом поселке винят пилотов, которые "специально низко летают, мешая людям нормально отдыхать".
В Подмосковье проверят все аэродромы
Губернатор Московской области Борис Громов провел в понедельник очередное рабочее совещание со своими заместителями и руководителями ряда областных министерств, ведомств и учреждений. Как сообщили агентству "Росбалт" в пресс-службе губернатора, главным вопросом на совещании стал трагический случай на аэродроме "Мячково".
"Субботняя трагедия лишний раз подчеркивает, что мы должны самым прямым образом участвовать в обеспечении безопасности полетов на территории Подмосковья, невзирая на то, что этим занимаются федеральные структуры, ведь речь идет о безопасности людей, проживающих в Московской области", - заявил Громов.
Ожидается, что в ближайшее время губернатор издаст распоряжение об образовании специальной межведомственной комиссии, которая в течение двух недель должна будет проверить все расположенные на территории области аэродромы на предмет безопасности полетов. Особое внимание будет обращено на воздушные трассы, которые пролегают над населенными пунктами.
Разбившийся самолет был единственным действующим в мире
Самолет Ли-2 является лицензионной версией Дугласа DC-3 (Dacota). Именно Ли-2 привез 9 Мая 1945 в Москву Акт о капитуляции фашистской Германии, на Ли-2 было доставлено в Москву и Знамя Победы.
С 1939 до 1954 года было выпущено 4863 самолета Ли-2 различных модификаций. Это был самый массовый самолет в сороковых и пятидесятых годах в СССР, он эксплуатировался также в Венгрии, Вьетнаме, Болгарии, Китае, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии.
По данным экспертов, потерпевший в субботу катастрофу самолет Ли-2 в настоящее время оставался единственным действующим самолетом этого типа в мире.
По данным интернет-сайта Общественного авиационного комитета "Памяти союзников-авиаторов" cамолет "Ли-2", регистрационный номер 01300 ФЛА РФ (Федерация любителей авиации России), заводской номер 23441605, был выпущен на заводе в Ташкенте в 1952 году в транспортном варианте.
В течении двадцати лет использовался в Центральном аэроклубе им. Чкалова В.П. ДОСААФ СССР в качестве транспортного самолета сборных команд СССР по самолетному, планерному, парашютному спорту и имел регистрационный номер ВВС "03".
В 1972 году, по истечении данного самолету календарного ресурса 20 лет, при общим налете 6587 часов 37 минут, 3000 посадок и пять капитальных ремонтов самолет был списан и заброшен на краю Тушинского аэродрома в Москве.
В марте 1992 года группа специалистов ФЛА России приступила к восстановлению самолета до летного состояния. 13 ноября 1992 года восстановленный единственный в мире летающий экземпляр самолета Ли-2 произвел первый полет в своей второй жизни.