Также суд отказал потерпевшим в удовлетворении ранее заявленных гражданских исков на 6 млн рублей. В постановлении говорится о том, что Алексей Никитин и Владимир Ковтун имеют право на реабилитацию.
В среду, 20 июля, присяжные вынесли оправдательный вердикт на пересмотре дела, заключив, что факт убийства четырех местных жителей, в котором обвинялись фигуранты дела, не доказан. Тогда же суд постановил освободить Вадима Ковтуна и Алексея Никитина из-под стражи в зале суда.
- Антон Носик: "Речь идет о вопиюще низком качестве российского правосудия"
Прокуратура Приморского края решила обжаловать приговор в Верховном суде России и подала уже подала апелляцию.
Ранее освобожденные сообщили журналистам, что вердикт стал для них большой неожиданностью.
История "приморских партизан" и первый процесс
Первый процесс с участием присяжных по делу "приморских партизан" проходил с января 2013 по апрель 2014 года. В итоге Приморский краевой суд признал подсудимых виновными в убийствах нескольких человек, в том числе двух милиционеров, ранении еще нескольких стражей порядка, кражах, в том числе оружия и боеприпасов из отделения милиции, разбоях и в ряде других преступлений.
Банда действовала в Приморье в 2009-2010 годах. Убийство жителей Кировского района было совершено в сентябре 2009 года и стало одним из первых преступных эпизодов в деле, отмечает ТАСС. В феврале 2010 года члены банды совершили нападение на двух сотрудников патрульно-постовой службы. В результате один из стражей порядка погиб. Нападавшие выложили в интернет видеообращение, в котором объясняли свои действия борьбой с "милицейским беспределом". Из-за этого членов банды в прессе прозвали "партизанами".
Весной 2010 года члены банды совершили несколько краж и разбойных нападений в небольших населенных пунктах, нападали на сотрудников правоохранительных органов, убили двух полицейских и ранили еще нескольких. Преступники похищали автомобили, деньги и оружие.
11 июня 2010 года местонахождение подозреваемых было установлено. Они оказали вооруженное сопротивление и ранили двух полицейских. Преступники были задержаны в Уссурийске. Двое подозреваемых - Андрей Сухорада и Александр Сладких - застрелились при задержании.
Суд над фигурантами резонансного дела начался в июне 2011 года. Процесс затягивался сначала из-за того, что долго не могли сформировать коллегию присяжных, а затем из-за похищения трех томов уголовного дела, на восстановление материалов из которых ушло еще несколько месяцев.
Только 4 февраля 2014 года присяжные вынесли обвинительный вердикт. На его основании 28 апреля 2014 года Приморский краевой суд приговорил главаря банды Александра Ковтуна и еще двух ее участников - Владимира Илютикова и Алексея Никитина - к пожизненному заключению. Романа Савченко и Максима Кириллова - к 25 и 22 годам лишения свободы соответственно. Вадим Ковтун был осужден на восемь лет и два месяца лишения свободы.
Однако в мае 2015 года Верховный суд РФ смягчил приговоры "приморским партизанам", а некоторым их отменил. Так, Александру Ковтуну пожизненное заключение заменили на 25 лет тюрьмы, Владимиру Илютикову - на 24 года колонии. Наказание смягчено в связи с тем, что суд посчитал их вину по нескольким эпизодам недоказанной.
В отношении пожизненно осужденного Алексея Никитина и Вадима Ковтуна дело было отправлено на пересмотр. Максиму Кириллову срок был снижен до 19 лет в колонии строгого режима. Роману Савченко снизили наказание на один год - с 25 до 24 лет лишения свободы. Также на пересмотр направлены ранее удовлетворенные иски родственников убитых и потерпевших на сумму около 10 млн рублей.
Повторное слушание дела началось в краевом суде в марте. На процессе пересматривался эпизод с разбойным нападением и убийством четырех человек.
Дело "приморских партизан" недавно упоминалось в прессе, когда стало известно о том, что Международная правозащитная организация Human Rights Foundation (HRF) аннулировала ранее присужденную премию имени Вацлава Гавела художнику-акционисту Петру Павленскому. Решение в HRF объясняли поддержкой Павленским "приморских партизан" - художник собирался перечислить деньги от премии в фонд, помогающий оплачивать адвокатов для членов группировки.
Как говорилось в итоговом заключении HRF, такая позиция "противоречит ненасильственному и творческому наследию Гавела". По мнению организации, наследие Гавела никак не может быть связано с поддержкой группы, которая решила "обратиться к смертоносному насилию против полиции".