Издание выяснило, что первая информация об акции, ставящей под сомнения цели защитников Химкинского леса во главе с Евгенией Чириковой, появилась не в СМИ, а на интернет-сайтах, занимающихся подбором массовок для съемок. Данные о месте проведения митинга и о его тематике были засекречены, единственное, на что указали организаторы, – участники мероприятия получат по 200 рублей.
"Людей, согласившихся в сорокаградусную жару отправиться в душных автобусах в Московскую область за скромную оплату, набралось не менее двух сотен. Большинство оказались пенсионерами, но была и молодежь, приехавшая разнообразить досуг", - пишет "Новая газета". Возле автобусов раздавали бутылки с водой и футболки 50-го размера с логотипом Всероссийского общества охраны природы (ВООП), на обратной стороне которых было написано: "Защитим природу – мать нашу".
По приезде на место акции главный организатор, не представившийся присутствующим, провел краткий инструктаж: "Мы привезли вас на территорию свалки, которая загрязняет местную реку Клязьму вредными отходами, и ее загрязнение превышает нормальный фон в 5000 раз. Мы будем митинговать за ее закрытие". Сама свалка, по утверждению корреспондента "НГ", "напоминала строительный котлован с зеленой жижей на дне". Руководитель аппарата центрального совета ВООП Богдан Новорок заявил собравшимся: "По документам здесь находится садовое товарищество, хотя на самом деле некие хозяева используют эту территорию под свалку отходов, включая радиоактивные".
Он рассказал пенсионерам и молодежи, что 28 июля "в нескольких километрах от свалки" откроется экологический лагерь Евгении Чириковой, и спросил у них: "Как вы думаете, что она делает?" "Защищает Химкинский лес", – послышались из толпы робкие крики. Тогда Новорок заявил, что "защищать уже нечего", и намекнул на то, что именно Чириковой неизвестные хозяева свалки должны быть благодарны за продолжение ее функционирования. "Эта свалка приносит доход в один миллиард рублей ежегодно", – заключил представитель ВООП. "Присутствующие пенсионеры ахнули, и химкинские экологи были забыты", - констатирует "НГ".
"За два часа митинга на свалку не заехал ни один мусоровоз, но проехало несколько десятков грузовиков с песком и стройматериалами", - отмечает издание.
У пенсионеров сдавали нервы, а репортеров не впечатлили речовки
После часа стояния на жаре у пенсионеров стали сдавать нервы. Одна из женщин предложила организовать забастовку и заставить организаторов заплатить не менее чем по 500 рублей.
Снимать митинг приезжала группа телеканала РЕН, однако "репортеров не впечатлили несколько выученных заранее речовок про зловонную свалку", и они захотели пообщаться с участниками. На вопрос представителей прессы – откуда люди узнали о митинге, один молодой человек признался, что узнал о нем из интернет-сайта massovki.ru. Но, поняв, что проговорился, он рявкнул: "Интервью закончено!"
Организатор, посоветовавшись с коллегами, велел участникам отправляться в автобус - мол, все устали, а сам принялся общаться с журналисткой. Возвращаясь к транспорту, он "значительно повеселел и даже предложил девушкам поехать вместе купаться на Речной вокзал".
Положенные за митинг 200 рублей корреспонденту "НГ" выплатили в Москве, недалеко от метро "Речной вокзал". Его коллега по мероприятию москвич Михаил Достовалов, также получивший деньги, заявил, что ему было жалко смотреть на людей, которые чуть не дрались из-за глотка воды или бесплатных футболок: "Бедные бабушки бежали первыми, чтобы сесть в автобус, и терпели эти унижения ради 200 рублей".
Конфликт вокруг Химкинского леса, который начался в 2006 году из-за планов проложить через него участок скоростной трассы "Москва - Санкт-Петербург", в 2010 году перешел из юридического противостояния в физическое: на месте вырубок до сих пор происходят столкновения между противоборствующими сторонами.