Суть дела такова: крупные мебельные компании "Три кита" и "Гранд" обвинили таможню в превышении полномочий. ГТК, в свою очередь, говорит о многочисленных нарушениях, связанных с импортом мебели, и действия прокуратуры в отношении таможни считает необоснованными.
С одной стороны, существуют материалы уголовного дела, сначала возбужденного на основании расследования ГТК по 400 эпизодам незаконного ввоза в Россию мебели, а потом, в мае 2001 года, закрытого. Еще одно дело (по 39 эпизодам) пока не закрыто, и в нем фигурируют те же фирмы, что и в первом случае, да и схемы ввоза используются те же. "Цена" этих дел - около 15 млн. долл. недополученных государством таможенных платежей только по ввезенной из одной страны - Италии - мебели. С другой - Генпрокуратурой возбуждено три уголовных дела: в отношении сотрудников ГТК Волкова и Файзулина за превышение служебных полномочий в деле о контрабанде мебели; по факту недостачи мебели на таможенных складах, где она хранилась; по факту избиения гендиректора торговых комплексов "Три кита" и "Гранд" Сергея Зуева сотрудниками СОБРа, охранявшими таможенные склады.
И, как утверждает сегодня "Независимая газета", разбираться во всей этой ситуации назначен специальный следователь, который подчиняется будто бы лично Владимиру Путину. Интересно, что речь идет о человеке из Петербурга. Его имя, по сведениям газеты, Владимир Владимирович Лоскутков.
Лоскутов уже создал совместную рабочую группу из числа сотрудников ГТК и МВД и, по данным "НГ", уже вышел на след закрытого Генпрокуратурой дела "Трех китов".
Cам председатель ГТК России Михаил Ванин после допроса коротко, но весьма резко прокомментировал сегодня действия Генеральной прокуратуры в отношении Государственного таможенного комитета. Он дал понять, что факт вызова его на допрос в качестве свидетеля по делу о мебельных центрах "Гранд" и "Три кита" расценивает как попытку прокуратуры заняться несвойственным ей делом, сравнив все происходящее со своего рода пиаром.
"Независимая газета" пишет, что от того, согласится ли следователь Лоскутков с версией Генпрокуратуры о превышении таможенниками полномочий, зависит дальнейшая судьба Генерального прокурора Устинова и главы таможни Ванина.