Ролик, озаглавленный Preventative Actions in Yekaterinaburg Prison Camp, поражает свое жестокостью. На нем запечатлены избиения заключенных.
Теперь, после восстановления ролика на YouTube, администрация сайта требует регистрации и подтверждения возраста. Поначалу может показаться, что это наказания провинившихся: их выводят из строя, "распинают" на импровизированных козлах и избивают резиновыми дубинками. Но затем к тому же наказанию готовят целую шеренгу заключенных, которые торопливо раздеваются. Перед этим был зверски избит один из них, недостаточно быстро раздевшийся. В перерывах между жестокими ударами омоновец в шлеме поигрывает дубинкой. Еще одного заключенного избивают, когда он, полуголый, пытается поднять с земли свои штаны. Раздетых до трусов заключенных одного за другим избивают у железной ограды, некоторые из них уже не могут встать.
Впервые запись на сайте разместил в декабре 2006 года адвокат Роберт Амстердам. Он объяснил, что пленка снята в 2006 году в исправительной колонии в Екатеринбурге и попала в руки Льва Пономарева - одного из основателей московского фонда "В защиту прав заключенных".
Еще 12 февраля The Wall Street Journal опубликовала редакционную статью о Льве Пономареве и о жестоком обращении с заключенными в России. Заметка появилась до удаления клипа и сообщала читателям, как найти ролик на YouTube.
Показательно начало статьи: "Лев Пономарев - известный российский правозащитник. Так что вы можете догадаться, как будет развиваться эта история".
Через 10 дней против Пономарева, действительно, возбудили дело и взяли подписку о невыезде. Поводом для этого якобы послужила давняя история: Пономарев написал статью о пытках в тюрьмах, которую суд признал оскорбляющую честь и достоинство главы Федеральной службы исполнения наказаний Юрия Калинина.
На тот момент история выглядела симптоматично: ФСИН объявил ролик клеветой, начал преследование правозащитника, а с YouTube его удалили. Но временно. Когда ролик удаляли, администрация объяснила, что это было сделано после того, как кто-то из пользователей отметил, что видео не подходит для всех зрителей. "В соответствии с нашей общей политикой в отношении сцен насилия видео, показывающее вероятное нарушение прав человека, немедленно удалили, поскольку контекст происходящего был не очевиден, – заявил WSJ пресс-секретарь YouTube. – Но рассмотрев данный случай, мы восстановили ролик". (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Комментарий Пономарева на тему пыток в местах заключения под названием "При Калинине в России появилось 40 пыточных зон" был опубликован 10 ноября 2006 года на сайте Regnum. Пономарев назвал в ней Калинина "автором системы, которая все больше и больше утверждается в колониях, эта система садистская".
Свердловский правозащитник: в ИК-2 любой "признается во всем" уже через неделю
На сайте "Избранное" помещен комментарий руководителя Свердловской правозащитной организации "Правовая основа" Алексея Соколова - человека, через которого ролик и был, судя по всему, предан огласке. Он рассказывает о зверских нравах в свердловской колонии ИК-2 - в настоящее время это видео является единственным документальным доказательством.
Соколов говорит, что видео ему передали сами сотрудники системы ФСИН. Видео было снято пресс-службой тюрьмы, чтобы показывать его заключенным – для устрашения. "Эти люди уверены в собственной безнаказанности: знают, что добиться возбуждения уголовного дела и расследования абсолютно невозможно", - указывает он.
Вот как он описывает историю появления пленки: "Началось все с того, что я стал заниматься колонией ИК-2 и другими исправительными учреждениями, известными творящимися там беззакониями, пытками. Очень быстро стало ясно, что ни от каких заявлений в прокуратуру и жалоб толку нет. Оттуда всегда приходит один ответ: "Не подтвердилось". Тогда и родилась идея снять фильм, показать реальных свидетелей. Я привлек журналистов и людей, которые обеспечили их расходными материалами – пленкой, иногда машиной, чтобы ездить по области и в Тюмень. Из Тюмени сюда раньше возили тех, кто не признавался. Сажали на легковушки и везли в ИК-2, и там они через неделю-две признавались во всем. Тогда их отвозили назад.
Я начал съемки, стал искать людей, которые знали ситуацию, и в какой-то момент мне позвонил человек, который передал эту запись. Я когда ее увидел, сам был удивлен. У нас была информация, что на территорию колонии время от времени вводится ОМОН для избиения осужденных, но прокурорские работники этого не подтверждают категорически. Был единственный случай, когда осужденным удалось это сфотографировать и передать на свободу, но тоже подтвердить не удалось: медицинская часть отказалась фиксировать побои. Поэтому съемка, где омоновцы избивают заключенных, и не за какие-то провинности, а ради развлечения, стала единственным доказательством, что существует такая практика".