Напомним, что 16 февраля, директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин заявил, что не располагает данными о местонахождении двух россиян, осужденных катарским судом за причастность к убийству Яндарбиева, добавив, что приговор катарского суда не является основанием для содержания под стражей в России. Заявление главы ФСИН ставит множество вопросов, и "Версия" подняла свои связи как в структурах российских спецслужб, так и в окружении покойного Яндарбиева, чтобы получить на них ответы.
Должны ли осужденные в Катаре российские офицеры отбывать наказание в России
По подозрению в ликвидации Зелимхана Яндарбиева были арестованы 3 человека. Один из них - Александр Фетисов был отпущен, так как числился первым секретарем посольства в столице Катара Дохе и обладал дипломатической неприкосновенностью. Двое других дали на предварительном следствии признательные показания и были приговорены к 25 годам лишения свободы, что считается в Катаре пожизненным заключением. В конце декабря 2004 года правительство Катара передало их России для того, чтобы они отбывали свой срок в российской тюрьме. За соблюдением этого условия должна следить специальная комиссия ООН.
По российским законам их нельзя амнистировать, помиловать или как-то смягчить наказание. Данное положение, однако, можно легко обойти, пишет "Версия". Для того чтобы чиновники ООН заинтересовались судьбой осужденных разведчиков, требуется официальный запрос из Катара о месте нахождения выданных диверсантов. Однако такой запрос вряд ли поступит, поскольку еще во время следствия была достигнута договоренность о том, что российские офицеры будут освобождены. И спецслужбы Катара согласились с этим.
Также в ООН может обратиться вдова Яндарбиева - Малика. Однако скорее всего и этого не случится: в катарском законодательстве, основанном на принципах шариатского права, есть положение, по которому родственники убитого могут получить от убийц денежную компенсацию и простить их. Это не освобождает преступников от наказания, но смягчает его. Сами родственники при этом перестают считаться пострадавшими. Вдове Яндарбиева была предложена компенсация в 2 миллиона долларов США.
Но даже если в ООН все-таки решат проверить, где отбывают срок российские офицеры, потребуется непростая процедура. Необходимо будет сделать предварительный запрос, дождаться ответа на него и лишь после этого прислать инспекцию. Времени достаточно, чтобы на период ее работы разместить осужденных офицеров в "Лефортове".
По данным "Версии", в настоящее время российским разведчикам выделена жилплощадь в Москве, они прошли реабилитационное лечение и вскоре приступят к работе.
При организации операции по ликвидации Яндарбиева были грубо нарушены неписаные правила спецслужб
1. При организации операции были допущены серьезные ошибки. Существует правило: один человек следит за объектом, второй доставляет на место необходимое снаряжение и материалы, третий проводит ликвидацию. Друг о друге они ничего не должны знать. Так планировалось и в этот раз. Российские офицеры не должны были взрывать Яндарбиева. От них требовалось лишь все организовать и подобрать такого исполнителя, который даже в случае провала не мог бы обоснованно заявить, что получал инструкции из России. Для найма такого специалиста были выделены значительные суммы. Российские офицеры, имевшие опыт проведения подобных операций только в Чечне, решили сохранить деньги и ликвидировать Яндарбиева самостоятельно, пишет "Версия".
2. В первые дни после заключения в тюрьму никто из посольства к арестованным не приходил. Они испугались, что их не станут вытаскивать, и дали признательные показания. По версии информированных экс-сотрудников ГРУ, они сознались, что "в Москве при постановке задачи им было сказано, что приказ о ликвидации Яндарбиева дан министром обороны Ивановым и контролируется лично президентом Путиным". Не факт, что это было действительно так, хотя в то время ходили разговоры, что Сергей Иванов рассматривается как будущий глава правительства и ему остро нужен успех. Получалось, что один из высших чиновников России дал команду провести теракт, и президент РФ был в курсе. А это, по мнению "Версии", уже могло стать материалом для Гаагского трибунала.
3. Для вызволения офицеров были задействованы огромные ресурсы. Путин лично звонил эмиру Катара шейху Хамаду бен Халифе Аль Тани и президенту США Джорджу Бушу. Когда суд подходил к концу, в Катар даже прибыл Генсек ООН Кофи Аннан. Катарцев за россиян просили даже отставные сотрудники ЦРУ. Остается только гадать, какой ценой далось России искомое решение. Собственно, все переговоры и велись не столько о выдаче наших диверсантов, сколько об изъятии из материалов дела показаний на руководство РФ. А для того чтобы они не смогли вновь появиться, договорились о выдаче самих подследственных и убрали из дела их настоящие имена - теперь ликвидаторов разыскать невозможно, пишет "Версия".
Почему на важное задание отправили неквалифицированных людей?
Потому что квалифицированных взять негде. Самостоятельно Россия не проводила ликвидации врагов государства за рубежом очень давно. В 70-80-х годах использовались иностранные агенты или спецслужбы дружественных стран. В архивах ГРУ хранились досье на тысячи иностранных граждан, готовых выполнить "деликатные поручения" такого рода. Многие были завербованы, когда учились в Советском Союзе, многие прошли специальную подготовку на полигонах ГРУ в подмосковной Балашихе, под Астраханью, в Крыму - на Долгоруковской яйле. Больше всего таких "курсантов" было из арабских стран, так что на Ближнем Востоке СССР чувствовал себя довольно уверенно.
Был большой скандал, когда Вадим Бакатин передал американцам сведения о прослушивании посольства США в Москве. Однако мало кто знает, что в то же время все досье на завербованных российскими спецслужбами арабов были добровольно и безвозмездно переданы израильским спецслужбам. В итоге российская арабская агентура была частично уничтожена, частично перевербована, частично легла на дно. Так что, когда созрело решение об уничтожении Яндарбиева, пришлось посылать отечественных мастеров, привыкших к "грубой работе" в Чечне, заключает "Версия".