Первая часть статьи 282.1 предусматривает наказание от 6 до 10 лет лишения свободы, часть вторая - от 2 до 6 лет лишения свободы. Согласно фабуле постановления о возбуждении уголовного дела, Барахоев, Мальсагов и Ужахов организовали "преступное устойчивое экстремистское сообщество", в состав которого вошли пятеро других лидеров протестов и "другие неустановленные лица", сообщил в Facebook адвокат Магомед Беков.
На допросе в субботу Багаудин Хаутиев заявил, что не являлся участником экстремистского сообщества и не понимает сути указанных доводов в постановлении о возбуждении уголовного дела. Большинство запланированных на субботу допросов отложены из-за "несвоевременного уведомления органами предварительного следствия".
Адвокат Джабраил Куриев сообщил "Кавказскому узлу", что по делу об экстремистской организации хотят привлечь всех, кого называют лидерами протеста. "Складывается впечатление, что всем этим людям хотят предъявить как можно больше обвинений", - сказал Куриев.
Беков добавил, что Ахмеду Барахоеву, помимо организации экстремистского сообщества, вменяется еще три состава преступления: "Организация применения насилия в отношении представителя власти, опасного для здоровья" (ч. 3 ст. 33 ч. 2 ст. 318 УК РФ), "Участие в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан" (ст. 239 ч. 3 УК РФ) и "Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства" (ст. 330.2 УК РФ).
Адвокат отметил, что Барахоев получил гражданство Казахстана еще в начале 1990-х годов, а федеральная норма, обязывающая уведомлять о двойном гражданстве, появилась только в 2014 году. Органы следствия и судов игнорируют требования адвокатов о прекращении данного уголовного дела.
Муса Мальсагов, Ахмед Барахоев, Мальсаг Ужахов и Зарифа Саутиева находятся в СИЗО по обвинению в организации применения насилия в отношении представителей власти во время протестов из-за изменения границы между Ингушетией и Чечней. Правозащитный центр "Мемориал" признал их политзаключенными. Саутиева стала первой женщиной в Ингушетии, арестованной по политическим мотивам.
В декабре музейные работники, писатели и правозащитники направили главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину письмо, в котором заявили о невиновности Саутиевой и потребовали ее освобождения. Под обращением подписались 63 человека. Саутиеву особо выделили в своем обращении к главе Ингушетии 38 полномочных представителей республики в российских регионах, отметив, что ее арест "затрагивает честь каждого ингуша".
Массовые аресты оппозиционеров в Ингушетии из-за митингов против изменения границ проходили с начала апреля 2019 года. По подсчетам "Кавказского узла", преследованиям подверглись не менее 96 активистов. В отношении по меньшей мере 29 из них были возбуждены уголовные дела. С 12 по 27 декабря суд вынес приговоры шести участникам митинга в Магасе. После первых судебных решений адвокат Андрей Сабинин предположил, что теперь заложена основа для обвинительных приговоров и лидерам протестов.
Партия "Яблоко" накануне выпустила обращение, в котором призвала руководство Ингушетии прекратить репрессии в республике, "отказаться от реализации силового варианта и урегулировать ситуацию исключительно политическими методами".
"Необоснованное преследование лидеров и участников протестов в Ингушетии мы расцениваем как чрезмерное применение властных полномочий, расправу и давление на активистов за их гражданскую позицию. Мы уверены, что развязывание репрессий в отношении мирного протеста приведет к ухудшению общественно-политической ситуации в республике, полной утрате авторитета не только региональной, но и федеральной власти", - говорится в заявлении председателя "Яблока" Николая Рыбакова.
Он призвал освободить всех лидеров и участников протестов, прекратить их уголовное преследование и создать условия для налаживания диалога в обществе и переговоров между властью и протестующими.