Причем пропавший спутник "Ангосат-1", запущенный 26 декабря с Байконура, пока развивалась эта полемика, по последним данным, похоже, все-таки удалось найти. А вот провал ноябрьского запуска с Восточного ракеты-носителя "Союз-2.16" с 19 космическими аппаратами, которые так и не были выведены на заданную орбиту, продолжает будоражить всех причастных.
Как известно, ранее в декабре комиссия "Роскосмоса", расследовавшая неудачный пуск "Союза", назвала причиной аварии несовершенство алгоритмов программного обеспечения системы управления разгонного блока "Фрегат" и неверные азимуты пуска - то есть сделала вывод, что в аварии, по сути, никто не виноват.
Не удовлетворенный таким объяснением вице-премьер Рогозин в эфире телеканала "Россия 24" высказал мнение, что специалисты "Роскосмоса" перепутали космодромы - настраивали ракету не под Восточный, а под Байконур, из-за чего и не получилось правильно просчитать азимут. В целом же, по его мнению, аварийные космические пуски являются следствием системных ошибок в управлении "Роскосмоса".
Но в госкорпорации эти подозрения категорически опровергли, заявив, что полетное задание для запуска ракеты, стартовавшей с Восточного, разрабатывалось специально под этот космодром.
"Я так понимаю, что "безаварийный" "Роскосмос" решил всем доказать, что аварии происходят не из-за ошибок в управлении процессами и предприятиями, а "по вине обстоятельств", - прокомментировал Рогозин последнее заявление "Роскосмоса" у себя в Facebook. Собеседники в ленте Рогозина разделяют его возмущение. "Не представляю, чтобы директор NASA вот так отвечал заму госсекретаря по оборотной политике", - отмечает один из комментаторов. "Я тоже не понял причины такой наглости", - отвечает ему вице-премьер.
Между тем издание РБК попросило российских ученых прокомментировать спор Рогозина с "Роскосмосом". Кто-то из них нашел справедливыми аргументы Рогозина, кто-то - госкорпорации.
Так, академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков считает заявление "Роскосмоса" отговоркой. "Это далеко не первый запуск, и у "Роскосмоса" есть опыт эксплуатации ракет-носителей "Союз" и на Байконуре, и в Плесецке, и в Куру", - подчеркнул Железняков. Поэтому, по его мнению, "ссылка на какие-то несовершенства математических моделей некорректна".
Объяснение "Роскосмоса" "объективно", не соглашается руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Он отметил, что алгоритм разворота разгонного блока был написан еще лет 20 назад и в нем была предусмотрена "мертвая зона", на которую, по словам Моисеева, приходится около 1% от возможных вариантов разброса азимутов и углов поворота. "Попадание в эту "мертвую зону" и привело к аварии. Это крайне маловероятно, и обнаружить ее крайне сложно. Произошла авария, и это заметили", - предположил специалист.
А ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт видит корень проблемы в рассогласованности работы организаций при подготовке запуска: "Одна была ответственна за "Фрегат", вторая - за "Союз". Когда люди делают одно и то же, глаза замыливаются, а такое существенное изменение, как перенос запуска с Байконура на Восточный, требует буквально пошагового повторения всех этапов разработки полетного задания", - отметил эксперт.
Сегодня днем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о том, требует ли структурных изменений в "Роскосмосе" череда с неудачными пусками космических аппаратов, заявил, что в Кремле пока анализируют ситуацию.