"Скорее всего, доходы будут падать у всех слоев общества, но, если обедневшие богатые все равно останутся богатыми людьми, а бедные так и будут бедными, то для среднего класса, принимающего сейчас основной удар на себя, есть серьезные риски скатывания в бедность", - заявил Кузьминов.
Он отметил, что эта тенденция касается в первую очередь экономики услуг, в том числе интеллектуальных, и экономики впечатлений, которая давала пространство для развития новых креативных проектов. Экономика крупных городов, где и сосредоточено большинство таких проектов, пострадала от коронавируса в наибольшей степени.
По базовому сценарию разработанного ВШЭ прогноза, в 2020 году уровень безработицы в России составит 8%. Причем наибольшие потери рабочих мест произойдут в некорпоративном секторе экономики. "Корпоративный сектор потеряет в 2020 году 700 тыс. работников против 1,5 млн человек в некорпоративном, однако затем восстановление идет быстрее именно у некорпоративного сектора", - уточнил он. Однако даже в этом варианте сценария в 2024 году безработица будет все еще выше, чем в 2019 году.
В пессимистическом варианте прогноза безработица в 2020 году вырастет до 9,5%, в следующем 2021 году она увеличится до 9,8% и будет сохраняться на высоких уровнях из-за слабого восстановительного роста экономики. Корпоративный сектор потеряет в 2020 году 1,2 млн рабочих мест против 2,2 млн в некорпоративном.
Восстановительный рост в обоих секторах начнется только в 2022 году. Общая численность занятых в 2024 году все еще будет заметно отставать от показателей 2019 года, безработица в 2024 году все еще будет превышать докризисный уровень 2019 года почти вдвое и составит 8,1%.
Кузьминов также заявил, что пандемия коронавируса продемонстрировала миру новую реальность в мировой экономике - готовность частично отказаться от экономического роста ради спасения жизней. "Впервые мир остановил свою экономику, пошел на потерю 5-7% ВВП в мировом измерении ради того, чтобы люди - пожилые люди, больные люди - прожили на 3-5 лет больше. Я считаю, что это колоссальное моральное движение", - объяснил Кузьминов.
В начале апреля Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) опубликовал "конструктивный" и "жесткий" варианты прогноза по экономике России. По словам экономистов, стране не удастся избежать жесткой рецессии с последствиями в виде роста бедности и безработицы, а с учетом остановки целых секторов бизнеса и резкого падения нефтяных доходов кризис может оказаться куда более серьезным, чем для мира в целом.
"Конструктивный вариант" предполагает, что приоритетами в экономике страны станут предотвращение безработицы, поддержка доходов населения, инвестиционной активности и рубля и сдерживание инфляции. В этом случае падение ВВП удастся сдержать на уровне 2,3-2,5% в 2020 году и 0,5-0,8% в 2021 году. К 2022 году прирост должен составить 0,6-1%.
Без активной государственной поддержки рецессия может оказаться еще серьезней. "Жесткий сценарий" подразумевает, что ВВП в 2020 году может упасть на 3-3,3%, а в 2021 году - на 0,8-1%, отмечают авторы документа.
В России в эпицентре "идеального шторма" оказались целые отрасли. Это грозит многомиллиардными потерями ежедневно. В ближайшее время могут прекратить деятельность около 3 млн предпринимателей, и около 9 млн россиян могут лишиться работы. Только в Москве работу могут потерять 1 млн человек.
Другие экономисты заявили, что по итогам пандемии Россию ждет пятиступенчатый шок, составными частями которого станут глобальный кризис и падение цен на нефть. Третьим "шоком" станет отток капитала, а следствием изоляции станет ограничение передвижения товаров и людей. Еще один шок - это высочайшая степень неопределенности, из-за которой бизнес лишен возможности строить какие-либо планы, в то время как ощутимой помощи от государства практически не поступает.