Прогноз медиков для жизни и выздоровления заключенной - безнадежный, однако женщину все равно решили отправить в исправительное учреждение. "Ее состояние здоровья прогрессивно ухудшается. Купировать боли тюремные врачи в полной мере не могут, равно как и провести лучевую терапию. А государство не предпринимает никаких попыток к прекращению бесчеловечного обращения", - говорит юрист Сергей Петряков.
Правозащитники отмечают, что в колонии недостаточно необходимых обезболивающих. В марте этого года Смольнинский районный суд отказался освободить умирающую женщину, которая теперь с большой долей вероятности может скончаться в колонии. Ранее сообщалось, что жалоба на отказ Смольнинского райсуда была направлена в Санкт-Петербургский городской суд. Подчеркнем, что Верховный суд России вынес постановление, согласно которому судьи прежде всего должны учитывать тяжелое заболевание осужденного, рассматривая ходатайство об освобождении.
6 апреля в реанимации больницы имени Гааза умерла заключенная, у которой также диагностировали онкологию четвертой стадии. В марте Смольнинский суд отказал девушке в освобождении, проигнорировав доводы врача ФСИН об отсутствии в тюремной больнице возможности для лечения. Правозащитники направили жалобу на решение в Санкт-Петербургский городской суд, но 28-летняя девушка скончалась до рассмотрения жалобы. Прокуратура через 13 дней после смерти заключенной подала в суд возражение на эту жалобу.
11 апреля в той же больнице скончалась вторая женщина с "безнадежным" диагнозом. Погибшей было 37 лет, она была приговорена к 3,5 года лишения свободы по статье 228 УК РФ ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление наркотиков в крупных размерах"). Женщина страдала от многих тяжелых болезней: у нее диагностировали рак шейки матки поздней стадии, ВИЧ (4 "А" стадии), хронический вирусный гепатит "С".
В ноябре 2015 года Смольнинский суд Санкт-Петербурга в лице судьи Котеневой Ю. В. тоже отказал женщине в освобождении, о котором просило руководство больницы имени Гааза. Городской суд Санкт-Петербурга в итоге отменил это решение и отправил дело на пересмотр. Однако до нового суда осужденная не дожила.
Добавим, что на эти случаи обратили внимание и в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), потребовав от российских властей оказать экстренную медицинскую помощь женщинам и перевезти их в специализированную гражданскую больницу.
Юристы правозащитной организации "Зона права" собираются добиваться признания в ЕСПЧ нарушения со стороны российских властей права на жизнь и запрета на бесчеловечное обращение (статьи 2 и 3 Европейской конвенции по правам человека). Во всех случаях судьи оставляли женщин в тюремных больницах на основании позиции прокуратуры, которая говорила о криминальном прошлом осужденных.