- Спецпроект: Как горела башня в 2000 году
Заветную дверь в "энергетический мозг" ТВ охраняет кодовый замок, как на обычных хрущевках. Напротив надпись во всю стену - "Кулинария". Наверное, чтобы случайные прохожие не догадались, что тут на самом деле расположено. Тут на допотопных, но еще работающих приборах середины прошлого века мигают десятки лампочек. А в центре гигантского цеха стоит парочка "шкафчиков с электричеством", уже не действующих, но еще годных на запчасти. Поэтому выбрасывать их нельзя. Ведь купить новые не на что.
"Срок годности этих машин закончился по меньшей мере лет пятнадцать назад, - говорит главный энергетик "Останкино" Владимир Андреев. - Они сняты с производства. И даже принцип, на котором они работают, устарел. В цивилизованном мире все давно компьютеризировано. И лишь у нас, в "Останкино", продолжается каменный век. Все бы ничего, но в любой момент здесь может вспыхнуть искра, ведь подстанции выработали свои последние ресурсы, и тогда трагедии не избежать".
По данным "Пожароборонпрома", проводившего полтора месяца назад инспекцию помещений, при возникновении пожара в "Останкино" сильно ограничены возможности спасения людей. Честно говоря, шансов на то, что кто-нибудь выживет, - крайне мало.
Как выявила проверка, здесь отсутствует возможность спасения людей с помощью автоматических пожарных лестниц. Внутренние стены лестничных клеток сделаны из неогнестойких материалов, которые сгорят в первый же момент, сделав невозможным самостоятельный проход спасающихся людей с верхних этажей здания.
Нет в "Останкино" и систем дымоудалений из коридоров. Но самое ужасное, что не сооружены элементарные огнезадерживающие клапаны в местах пересечения противопожарных преград - так что огонь мгновенно расползется по помещениям. "Для зданий телецентра характерно быстрое скрытое развитие пожара, - гласит заключение экспертизы. - Чему способствуют разветвленные вентиляционные и кабельные трассы".
Пожарные расчеты, если что, даже не смогут подняться до источников возгорания, потому что специальный лифт для пожарных подразделений в "Останкино" тоже отсутствует.
"Здание возводили в 1967 году, тогда строительные требования по ГОСТу были менее жесткими, - объясняет положение вещей Анатолий Соколов, главный инженер ТТЦ "Останкино". - Да и мощностей телевидение потребляло гораздо меньше, чем теперь. И все бы ничего, выдержали бы, если бы у нас хоть раз провели капитальную реконструкцию всей техники и коммуникаций. Ей же сорок лет скоро будет! Но хотя мы государственное унитарное предприятие и стратегически важный объект, в бюджете на нас нет средств. А сами мы себя отремонтировать не можем, деньги, которые платят арендаторы-телеканалы за съем наших помещений, идут в Госимущество. От отсутствия средств на ремонт локальных ЧП в "Останкино" происходит все больше. В прошлую пятницу, например, опять была посадка по напряжению. И в результате - отключение оборудования. Водопровод в подвале прорывает, канализацию. Так что когда ночью у меня дома звонок раздается, сердце так и екает. Я же профессионал, понимаю, что долго такая взрывоопасная ситуация продолжаться не может!"
Ровно год назад, 11 апреля 2005-го, "Останкино" пылало в первый раз. Здание на Академика Королева, 19, загорелось аккурат в день приезда туда в гости президента России Владимира Путина. Побывать в легендарном телецентре Владимиру Владимировичу так и не пришлось.
Пожар на огромной площади продолжался около пяти часов. Обгорело все техническое оборудование, от внутренней отделки помещений и мебели ничего не осталось. Когда пожар потушили, Путину тут же доложили, что в "Останкино" снова все в порядке.
"Самое страшное, что буквально в двадцати двух метрах от телецентра до сих пор работает АЗС, что противоречит всем нормам безопасности, как дали разрешение на ее открытие, непонятно, - рассказывает Александр Шпак, главный механик телецентра. - При возникновении любой чрезвычайной ситуации на этой АЗС - случайно загорится бензин, например, или машину бандиты взорвут - будет уничтожен не только весь наш телецентр, но и монорельсовая дорога, и близлежащие дома с жителями. Вдобавок ко всему около телецентра ежедневно хаотично паркуется до 500 машин. И если на входе посетители "Останкино" проходят через металлическую рамку, их досматривают милиционеры, то эти автомобили на предмет отсутствия бомб никто никогда не проверяет".
В случае любой серьезной аварии, как гласит заключение пожарной экспертизы, Москву ждут не только многочисленные человеческие жертвы. На неопределенный срок прервется полностью вещание телеканалов НТВ, Первого, "Столицы", частично - ТВЦ. Будет только тревожно гудящая "сетка" на экране. Это уже было в августе 2000-го, когда горела Останкинская телебашня.
За неделю без телевизора, как показали потом статистические опросы, в Москве резко возросло количество сердечных приступов и самоубийств. Лишившись любимого ящика, люди просто впали в депрессию. Ценой больших капиталовложений ситуация была вскоре исправлена. Но и горел-то ведь не сам телецентр, а всего лишь передающая башня.
"Когда два месяца назад в космосе случайно взорвался спутник, который стоил 150 миллионов долларов и ретранслировал программы на Восточную Сибирь, то в срочном порядке собрали экстренное совещание у президента, чтобы с минимальными потерями решить эту проблему и восстановить трансляции, - вспоминают телевизионщики. - В экстремальной ситуации власти прекрасно понимают, что ТВ - мощный пропагандист и агитатор, без него никуда. А представляете, если такое ЧП, да еще и с жертвами, произойдет на всю страну? Впрочем, как отмечает издание, скорее всего, о нем сразу мало кто узнает. Ведь "картинка" исчезнет.