"Роснефть" заявила о продолжающихся в ряде СМИ нападках на компании с госучастием и расценила их как "целенаправленную кампанию" с политическим подтекстом
Moscow-Live.ru
"Роснефть" заявила о продолжающихся в ряде СМИ нападках на структуры с госучастием и расценила их как "целенаправленную кампанию" с политическим подтекстом. Такое заявление было опубликовано на сайте "Роснефти" во вторник, 27 сентября, после того, как интернет-издание Meduza опубликовала расследование регионального редактора Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Романа Шлейнова о бизнесе родных и знакомых главы "Транснефти" Николая Токарева. В статье, в частности, говорится об "обострившихся противоречиях между Токаревым и людьми председателя правления "Роснефти" Игоря Сечина".

В "Роснефти" материалы назвали "очередным вбросом компромата в отношении руководства компании "Транснефть", сопровождаемым спекуляциями на тему взаимоотношений между нашими компаниями", и заявили, что "спекуляции на тему заинтересованности "Роснефти" в подобных публикациях - часть этой провокационной кампании".

"Заявляем, что мы являемся партнерами по целому ряду важных проектов, поддерживаем с "Транснефтью" и ее руководством нормальные рабочие отношения, основанные на конструктивном сотрудничестве в интересах акционеров обеих компаний и российской нефтяной отрасли", - говорится в сообщении управления информационной политики "Роснефти".

В расследовании Романа Шлейнова, опубликованном изданием Meduza, тоже говорится, что в госкомпаниях отрицают наличие какого-либо конфликта, настаивая, что у Сечина и Токарева нормальные "рабочие отношения". Однако, по данным OCCRP, противоречия появились несколько лет назад, когда Сечин, тогда занимавший пост вице-премьера, написал Владимиру Путину письмо с предложением продать "Роснефти" 25% Новороссийского морского торгового порта (НМТП). На ту же долю претендовали "Транснефть" и группа "Сумма" Зиявудина Магомедова. В итоге "Транснефть" поддержала предложение "Роснефти", но правительство РФ выразило намерение продать акции порта на трех биржах, опасаясь монополизации.

Два года спустя руководители "Роснефти" и "Транснефти" не сошлись по поводу тарифов на прокачку нефти в Китай. Компания Токарева просила поднять расценки, компания Сечина была резко против - "Роснефти" это было невыгодно из-за уже заключенного контракта на поставку 360 миллионов тонн нефти, не предусматривавшего изменения цены на нефть в зависимости от тарифа на ее прокачку. По этому поводу Сечин тоже написал письмо Путину, и тарифы были временно заморожены.

Как пишет Meduza, к 2016 году назрели разногласия по поводу привилегированных акций "Транснефти". По этим бумагам уплачивается фиксированный доход, в отличие от обыкновенной акции, доход по которой колеблется в зависимости от прибыли компании, но права на участие в управлении компании владельцев привилегированных акций ограничены. Фонд UCP, президентом которого является Илья Щербович (его считают человеком, близким к Сечину), за несколько лет аккумулировал почти 500 000 таких акций и оказался, как сообщал Forbes, владельцем 6,8% капитала "Транснефти". В марте 2016 года UCP через суд потребовал от "Транснефти" недоплаченные в 2013 году дивиденды - представители фонда заявили, что привилегированным клиентам заплатили намного меньше, чем держателям обыкновенных акций.

Источники, знакомые с ситуаций, полагают, что существовало некое соглашение о том, что "Транснефть" якобы должна была выкупить свои привилегированные акции, аккумулированные фондом Щербовича. "Транснефть" это отрицает.

Николай Токарев - давний знакомый российского президента Владимира Путина. В 1980-х они вместе служили в дрезденской резидентуре КГБ, а после того, как Путин стал главой государства, Токарев, который в девяностых работал в структурах "Сбербанка" и управления делами президента, возглавил госкомпанию "Зарубежнефть", занимающуюся эксплуатацией нефтегазовых месторождений в России и за рубежом. Затем, в 2007 году, Токарев стал главой "Транснефти", которая является крупнейшим в мире оператором нефтепроводов: по ее трубам течет почти вся добываемая в России нефть.

Конфликтом с Игорем Сечиным источники в окружении Токарева связали появление данных о его родственниках и их имуществе в СМИ.

В кипрской газете отыскалось заявление дочери Токарева о натурализации

В расследовании, опубликованном Meduza, говорится, что дочь Токарева Майя Болотова и ее муж Андрей Болотов за последние годы стали успешными предпринимателями. В прошлом Майя Болотова была совладелицей фармацевтической компании, а также вместе с супругом контролировала фирму, занимавшуюся поставкой и стиркой постельного белья для российских поездов. Сегодня компании Болотовых связаны с исторической виллой в Хорватии и элитным жилым комплексом в Юрмале.

Они занимались офисами в деловом центре Москва-Сити, купили исторический дом на Остоженке и планировали обновить семиэтажный памятник конструктивизма на Зубовской площади, в котором должен был разместиться филиал международной гостиничной сети. Одну только российскую недвижимость, связанную с компаниями дочери Токарева и ее мужа, эксперты оценили примерно в 3,5 миллиарда рублей.

Болотова подала в кипрский МИД заявление о получении гражданства путем натурализации, о чем сообщила 16 октября 2014 года кипрская газета "Симерини" ("Сегодня"). Такое объявление претендующие на кипрский паспорт путем натурализации обязаны публиковать по законам страны, причем претендент обязан прожить на Кипре несколько лет.

Контактный адрес в Лимассоле, указанный в объявлении Болотовой, - это кипрский офис компании Ronin Europe, входящей в группу "Ронин" (Ronin Partners), которая специализируется на доверительном управлении крупными капиталами, работает с деньгами пенсионного фонда "Транснефти" и пересекается с личными активами дочери и зятя Токарева.

Сотрудник Ronin Europe Антон Андронов, единственное контактное лицо, указанное на сайте фирмы, отказался пояснять, какое отношение к ней имеет Болотова и почему она указала адрес Ronin Europe в своем заявлении: "Это лучше спросить у нее самой. Человек вправе указывать любую информацию в заявлении".

Получение иностранного паспорта близким родственником руководителя госкомпании потенциально может стать источником проблем, учитывая общий курс на национализацию элит, отмечается в расследовании. Одной из версий отставки главы РЖД Владимира Якунина была связана с получением его сыном Андреем гражданства Британии.

Зятя Токарева назвали источником "потенциального конфликта интересов"

"Транснефть" - один из основных клиентов группы "Ронин". "Ронин траст", гендиректором которого является Сергей Стукалов, организовывал облигационные займы "Транснефти" и управляет деньгами ее негосударственного пенсионного фонда. В отчете "Ронин" фонд "Транснефть" занимает первую строчку, а в отчете фонда "Ронин" находится на первом месте среди управляющих компаний. Кроме того, участники рынка называют крупные госкомпании чуть ли не основным источником значительных средств для управления. Сергей Стукалов и Андрей Болотов, зять главы "Транснефти", в прошлом занимали высокие позиции в ВТБ - первый возглавлял "ВТБ капитал управление активами", второй работал вице-президентом и отвечал за работу с крупными корпоративными клиентами.

"Ронин траст" управляет не только пенсионными деньгами "Транснефти", но и собственностью, связанной с компаниями Болотовых. В доверительном управлении "Ронин Траст", согласно данным Росреестра, находится дом в Москве по адресу Зубовская площадь, 3, строение 1. Здание было построено для телефонного узла Фрунзенского района в 1930-х по проекту архитектора Соломонова.

В 2014 году его намеревались реконструировать. Проект реконструкции подготовила компания Aurora Group, а ее клиентом, согласно сайту Aurora, являлась группа "Регионпромактивы" (РПА). Родственники главы "Транснефти" имеют к ней прямое отношение: по данным СПАРК, "Управляющая компания РПА" принадлежит Андрею Болотову, а его жене - три четверти "РПА эстейт" и половина "РПА гостиничный менеджмент". По оценке партнера Colliers International Станислава Бибика, стоимость дома (8000 квадратных метров) на Зубовском может составлять полтора-два миллиарда рублей, а работ по его реконструкции, - от 400 до 800 миллионов.

Еще один проект, в котором клиентом Aurora Group была группа РПА, - деловой центр Prohub. У РПА и Prohub общий телефон, тот же номер у Сергея Романова, гендиректора ЗАО "Лаборатория неразрушающего контроля" (НКЛаб) - экспертной организации, которая занимается вопросами промышленной безопасности. Среди ее партнеров и клиентов, как указано на ее сайте, - "дочки" "Транснефти": "Транснефть-Урал", "Транснефть-Сибирь" и "Транснефть-Дружба". Дочернее строительное предприятие лаборатории - ООО "Промнефтегазавтоматика", где гендиректором работает тот же Романов, в 2015 году заключила со структурами "Транснефти" контрактов на 1,25 миллиарда рублей.

Лаборатория на 70% принадлежит кипрской фирме (Milemeadow Trading), которой владеет Ronin Europe, именно ее адрес Майя Болотова указала в заявлении на получение кипрского гражданства.

В группе "Ронин" не ответили на вопрос, в интересах какого клиента компания владеет подрядчиками "Транснефти". В российском законодательстве топ-менеджеры госкомпаний не приравнены к чиновникам, однако, как отмечает замдиректора "Трансперенси Интернешнл Россия" Илья Шуманов, "если управляющая компания одновременно оказывает услуги госкомпании и родственникам ее руководителя, это может быть рассмотрено как этический конфликт или потенциальный конфликт интересов".

Связанная с Болотовым компания владеет землей на хорватском курорте

Номинальными собственниками еще четверти "Лаборатории неразрушающего контроля" являются кипрские фирмы Dadlaw Nominees и Dadlaw Secretarial. Они же значатся владельцами кипрской Waterbird Investments, главой российского филиала которой в 2013 году числился Андрей Болотов. Филиал компании располагался в том же офисе в "Москва-Сити", что Prohub и РПА.

Еще одним директором Waterbird был Али Аджина Одей, первый вице-президент "Внешпромбанка", где хранили деньги "Транснефть", "Роснефть", а также родственники крупных госдеятелей, в том числе зять президента "Транснефти" Андрей Болотов.

Связанная с Болотовым компания владеет участком земли с исторической виллой на хорватском курортном острове Лошинь в Адриатическом море. Согласно хорватским реестрам, Андрей Болотов входит в руководство компании Catina, представляя интересы ее кипрского владельца Xerate Investments. Именно Catina и принадлежит участок земли размером в семь с лишним тысяч квадратных метров на острове Лошинь, где расположена вилла, построенная в XIX веке для австрийского императора Франца Иосифа I.

"У [Болотова] есть человек, который сюда приезжает и ведет здесь дела, он говорит по-русски", - объяснил сотрудник Catina. Номер телефона компании совпадает с номером "Гелиос отеля", расположенного на том же острове на земле, которая принадлежит Jadranka, одной из крупнейших хорватских турфирм. Наблюдательный совет Jadranka возглавляет Крешимир Филипович. Человек с таким же именем является первым вице-президентом строительной компании "Велесстрой" - одного из крупнейших строительных подрядчиков "Транснефти".

В Jadranka, "Велесстрое" и РПА не ответили на просьбу объяснить, связаны ли родственники руководителя "Транснефти", ее подрядчик и хорватская турфирма.

В расследовании также содержатся сведения о Михаиле Арустамове - бывшем вице-президенте "Транснефти" и давнем знакомом Николая Токарева.