Когда-то через Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) прошли более 200 млн человек со всего СССР. По заданию партии и правительства комсомольцы покоряли космос, пахали целину и строили БАМ. А потом грянула перестройка, комсомол потерял господдержку, и организация развалилась, а ее функционеры окунулись в приватизацию. Однако сегодня, когда постперестроечные страсти остались позади, политики вновь озаботились делами молодежи.
"Много кто пробовал создавать структуру, аналогичную комсомолу, начиная от Демпартии (ДПР), которая в 1990-х создала первое российское молодежное движение, и заканчивая "Единой Россией". Но все эти новообразования – и "Наши", и "Молодая Гвардия", и прочие – до комсомола не дотягивают, так же как и сама "Единая Россия" пока не дотягивает до уровня КПСС", – заявил гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Правда, эксперт отметил, что нынешние прокремлевские молодежные организации все же "переняли у комсомола некоторые, не самые лучшие традиции". "Они так же обслуживают своих старших партийных товарищей. Нужно митинг в поддержку партии провести или посольство пикетировать – пожалуйста, нужно сапоги почистить – ради Бога", – иронизирует Валерий Хомяков.
При этом они не исполняют главной функции ВЛКСМ, добавляет заместитель директора института социальных систем Дмитрий Бадовский. "Ведь помимо того, что это был молодежный отряд правящей партии, он еще работал как мощный социальный лифт", – вспоминает эксперт. По словам Бадовского, принимая активное участие в комсомольской деятельности, любой человек мог "реально сделать и партийную карьеру, и хозяйственную, и какую хочешь". Сегодня ни одно молодежное движение в таком качестве не работает.
Между тем российские коммунисты заявили, что "место комсомола давно занято". "Существует прямой наследник ВЛКСМ – Союз коммунистической молодежи (СКМ). В нем состоят около 100 тыс. ребят, которые переняли многие черты советского комсомола. Например, когда недавно произошли события в Южной Осетии, туда отправились участвовать в боевых действиях около 200 представителей СКМ", – привел пример секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. По его словам, в настоящем комсомольском движении в первую очередь "должны быть идея и люди, которые готовы ради этой идеи на амбразуру ложиться".
Однако политолог Валерий Хомяков говорит, что совершенно не важно, как называется та или иная "политизированная молодежная структура", беда в том, что "у нас в России как не было, так и нет нормального независимого движения, которое бы действительно отстаивало интересы молодежи".