"Это какой-то анекдот. Что такое человеколюбие? Что, предлагается объяснять людям, что нельзя пытать? Ребят, не пытайте! Звучит нелепо", - заявил ветеран российского правозащитного движения "За права человека" Лев Пономарев
hroniki.info
Российские правозащитники раскритиковали предложение главы МВД Рашида Нургалиева по введению в вузах ведомства курса "Человеколюбия", считая, что это не самая актуальная проблема в рядах российской полиции, передает "Интерфакс".

"Это какой-то анекдот. Что такое человеколюбие? Что, предлагается объяснять людям, что нельзя пытать? Ребят, не пытайте! Звучит нелепо", - заявил ветеран российского правозащитного движения "За права человека" Лев Пономарев.

По его мнению, для МВД нужно готовить грамотных и образованных людей, не допускать попадания в ряды полиции садистов и психопатов. Этого, считает он, будет достаточно. Надо сделать так, чтобы молодые ребята, которые приходят в полицию, не попадали в атмосферу полной безнаказанности", - подчеркнул правозащитник.

- Дела о побоях в полиции возбудили в Воронежской области...
- ...и в Кирове
- На Ставрополье восемь омоновцев привлечены за избиение прикладами
- В Татарстане мать пропавшего задержанного добилась расследования - спустя три года

Пономарев уверен, что в МВД необходимо провести коренную реформу, а ведомство для этого должен возглавить гражданский министр.

Ранее Нургалиев на выездном заседании Общественного совета при МВД в Академии управления министерства заявил о необходимости введения специальной дисциплины или курса "Человеколюбие".

"Мы очень озлоблены сейчас, у нас очень много проблемных вопросов, а надо просто научиться слушать и быть услышанным, надо уметь сопереживать, сочувствовать", - сказал министр, отвечая на предложение одного из членов Общественного совета задействовать представителей религиозных конфессий для воспитания и обучения будущих полицейских в ведомственных учебных заведениях.

Напомним, очередной шквал критики на МВД обрушился после недавнего инцидента в казанском отделе полиции "Дальний", где задержанный скончался после того, как в отношении него применили сексуальное насилие с использованием бутылки от шампанского. Проведенная проверка показала, что этот случай является лишь вершиной айсберга, а система чудовищных пыток в отделах полиции Казани стала едва ли не нормой.

Тем временем Следственный комитет РФ обещает провести в регионах масштабные проверки по фактам заявлений граждан о незаконных действиях полицейских.

"Учитывая, что случаи применения насилия полицейскими в отношении граждан стали уже не единичными, следственными органами СК РФ на местах начаты проверки всех материалов по заявлениям граждан о противоправных действиях сотрудников полиции. Каждый такой факт будет тщательно проверяться, и по результатам проверок будут приниматься объективные процессуальные решения", - заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин.

Дела о побоях в полиции возбудили в Воронежской области

В частности, два уголовных дела в отношении полицейских, выбивавших из задержанных признательные показания побоями, возбуждены в Воронежской области.

"По данным следствия, сотрудники управления уголовного розыска ГУВД по Воронежской области 32-летний Валерий Мочалов и 38-летний Александр Новиков в одном из служебных кабинетов ОВД по Бутурлиновскому муниципальному району причинили телесные повреждения различной степени тяжести трем гражданам, чтобы вынудить их дать признательные показания о преступлениях, которых они не совершали", - сказал Маркин.

Впоследствии пострадавшие обратились с заявлением в следственные органы Следственного комитета, после чего было возбуждено уголовное дело. "В настоящее время Мочалову и Новикову предъявлено обвинение в "превышении должностных полномочий с применением насилия", - уточнил представитель СК.

Следствием было направлено в суд ходатайство об избрании в отношении Мочалова и Новикова меры пресечения в виде заключения под стражу, но суд, не удовлетворив это ходатайство, избрал им меру пресечения в виде домашнего ареста. "Следствие намерено инициировать его обжалование в установленном законом порядке", - подчеркнул Маркин.

Кроме того, следственные органы завершают расследование уголовного дела в отношении бывшего начальника межрайонного отдела оперативно-разыскной части по линии уголовного розыска ГУВД по Воронежской области Виктора Быкова, обвиняемого по аналогичной статье.

В мае 2011 года в Борисоглебске в служебном кабинете отдела полиции он, по данным следствия, избил двух человек. "Быкову была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, так как ходатайство следователя о его аресте в суде не поддержал прокурор", - уточнил Маркин.

На Ставрополье восемь омоновцев привлечены за избиение задержанного прикладами. А МВД говорило о ложном доносе

Между тем на Ставрополье все-таки возбуждено дело об избиении задержанного прикладами автоматов - по нему привлечены восемь сотрудников ОМОНа, сообщает "Интерфакс". При этом на прошлой неделе ГУ МВД по краю официально заявило, что во время служебной проверки обвинения в избиении не подтвердились.

Однако во вторник пресс-служба прокуратуры Ставрополья со ссылкой на материалы следствия сообщила, что гражданин Р. Айгумов при задержании все же получил телесные повреждения, квалифицируемые как тяжкий вред здоровью. Это произошло в поселке Ленинском Левокумского района 13 февраля.

Тогда омоновцы проводили мероприятие по задержанию находящегося в розыске гражданина, подозреваемого в совершение ряда преступлений предусмотренных статьями: "Незаконное приобретение, сбыт взрывчатых веществ", "Мошенничество", "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью".

По данным полиции, подозреваемый был вооружен огнестрельным оружием "Сайга" и снаряжен тремя боевыми патронами, а при попытке задержания "склонен к оказанию вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов".

16 февраля от задержанного поступило заявление, что при задержании сотрудники ОМОНа нанесли ему несколько ударов, в том числе прикладами автоматов, в результате чего причинили травмы различной степени тяжести. Расследование уголовного дела взято на контроль прокуратурой Левокумского района.

В Татарстане мать пропавшего задержанного добилась расследования - спустя три года

Параллельно с фактами полицейского насилия проверяются другие инциденты с задержанными. Так, в татарском Зеленодольске возбуждено уголовное дело об исчезновении 23-летнего местного жителя Рената Шавалиева, который был доставлен в УВД за административное правонарушение, после чего пропал без вести.

Это произошло еще в 2008 году, и до сих пор мать молодого человека безуспешно пыталась выяснить его судьбу. Только теперь, на фоне масштабных проверок отделений полиции Татарстана, после того как она смогла обратиться к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, который проводил личный прием граждан в Казани, дело наконец заведено, причем по статье "Убийство". Подозреваемых пока нет.

По версии следствия, 26 декабря 2008 года Шавалиев был доставлен в Зеленодольское УВД, где в отношении него был составлен протокол. В соответствии с ним он должен был заплатить штраф. В тот же день Шавалиев, по данным следствия, покинул здание милиции. С того времени его местонахождение не установлено.

А в Казанском правозащитном центре, представляющем интересы матери пропавшего, уточнили, что молодого человека задержали за мелкое хулиганство. При этом из учетных записей дежурного УВД следует, что на следующий день Рената с вещами забрали к себе оперативники, и с тех пор молодого человека никто не видел.

Матери было сообщено, что ее сын совершил побег, оставив одежду в спецприемнике. "Одежду сына я не получила до сих пор. У меня есть основания полагать, что Рената заставляли признаться в поджоге двери его девушки, чьим родственником являлся один из сотрудников милиции. Он был категорически против встреч моего сына с этой девушкой и угрожал расправой", - сказала мать правозащитникам.

В разыскном деле, которое было заведено в 2008 году, по словам матери, есть явные ошибки. В частности, оперуполномоченный указывал, что Ренат "навестил бабушку и дедушку", хотя дед скончался еще в 2001 году, пояснила она.

Женщина рассказала, что она уже не раз обращалась в различные инстанции с просьбой найти сына, просила разобраться в ситуации, наказать виновных, но ей всюду отказывали. "Мне говорят, что сын сбежал во время допроса, но я до сих пор не знаю, где он, и даже не знаю, где он похоронен, если погиб. Но сейчас я боюсь и за остальных своих детей: чтобы я не добивалась служебного расследования, им могут подкинуть наркотики и привлечь к суду", - рассказала Шавалиева.