Российский правозащитник, основатель социальной сети Gulagu.net Владимир Осечкин уже обратился в связи с произошедшим к генпрокурору РФ Юрию Чайке. Правозащитник утверждает, что в колонии действуют криминальные схемы вымогательства крупных сумм денег у родственников сидельцев.
По словам Осечкина, за преступной схемой стоят заключенный Сергей Лаптев и вор в законе Владимир Зятьков, по кличке Зятек, который ранее входил в клан криминального авторитета Деда Хасана, а теперь - Шакро Молодого. При этом сообщается, что начальник ИК-2 Гейс Гулиев был в курсе происходящего.
"То есть там главарь ОПГ рулит зоной, и никто его на допрос не отправляет. Начальника ИК и его шефов в УФСИН устраивает это. Конечно, они собирают общак. Вероятно, делятся с Гулиевым. Есть и больше суммы, чем у Стаса, - до 300-400 тысяч рублей. Сейчас мы собираем документы и чеки", - рассказал Осечкин.
Труняков был пойман с партией наркотиков, осужден по статье 228 УК РФ и был этапирован в ИК-2, где местные авторитеты стали называть его "барыгой" и обложили "данью". Бандиты требовали у него и его семьи 50 тысяч рублей. Друзья и родственники молодого человека, проживающие на Украине, залезли в долги, но за безопасность Стаса выплатили деньги.
"Под страхом побоев и изнасилования Станислава заставляли делать массаж смотрящим, носить чай и кофе, убирать и стирать чужие вещи, его использовали 20 часов в сутки, не давая толком спать и есть. Бандитам 50 тысяч показалось мало, и они потребовали больше", - написал Осечкин в письме Чайке.
Журналистам тем временем удалось связаться с родственниками и друзьями Трунякова на Украине, которые рассказали о том, что речь шла о гораздо большей сумме: в общей сложности близкие молодого человека выплатили 200 тысяч рублей в надежде гарантировать его безопасность в колонии.
"Стас понимал и то, что ему сидеть еще семь лет, и вгонять в долги семью нельзя. Он обратился к администрации ИК с просьбой защитить его. Сотрудники связались Гулиевым, и тот отказался помещать Стаса в "безопасное место", равно как отказался сообщать в ОСБ УФСИН о фактах вымогательства в ИК-2. Фактически сотрудники ИК дали понять Стасу, что его никто не защитит", - объяснил Осечкин.
По его словам, в день, когда его родственники должны были перечислить очередной транш в качестве "дани", молодой человек покончил жизнь самоубийством. По факту суицида в ИК-2 сотрудники прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области уже начали проверку.
Кроме того, процессуальную проверку начали и сотрудники местного Следственного комитета. В пресс-службе следственного управления СК изданию отказались комментировать произошедшее, сославшись на тайну следствия.
Уполномоченный по правам человека в Тюменской области Сергей Миневцев, в свою очередь, заявил, что он очень озабочен ситуацией, сложившейся в ИК-2. По его словам, это уже не первый тревожный сигнал из колонии. "Мы часто бываем в ИК-2, нас туда приглашают. Эту ситуацию мы рассматриваем с УФСИН и прокуратурой. Возможно, организуем проверку", - пообещал он.