Вельский районный суд, уже второй день рассматривающий прошение об условно-досрочном освобождении (УДО) экс-главы компании "Менатеп" Платона Лебедева, ранее отказался удовлетворить ходатайство прокуратуры о приобщении к материалам дела ряда документов.
Прокуратура просила приобщить финансовую отчетность одной из дочерних компаний "Менатепа", в которой содержалась информация о сумме дивидендов за 2003 год. "Мы оставляем этот вопрос на разрешение суда, не говоря ни да, ни нет", - цитирует "Интерфакс" слова одного из адвокатов Лебедева.
При этом представленные сведения вызвали у осужденного и его защитников улыбку. "Это попытка втянуть суд в обсуждение вопросов, которые не относятся к ходатайству об УДО, - сказал Лебедев, уточнив, что с 2003 года не является ни директором, ни акционером данной компании. - Если предмет разбирательства у нас поменяется, с удовольствием дам пояснения".
- Лебедев выступил: я политзаключенный, а судья может это исправить
Кроме того, суд сперва отказал в приобщении к делу акта от администрации колонии ИК-14, в которой содержится Лебедев, где зафиксировано, как именно бывший руководитель МФО совершал нарушения, из-за которых, по мнению тюремщиков, он не достоин УДО.
Таким образом, судья Николай Распопов согласился с мнением защиты о неверном оформлении представленных бумаг, передает РИА "Новости". (Кстати, в среду стала понятна суть нарушений, вменяемых в вину Лебедеву: заключенный обратился к сотруднику учреждения на "ты". Сказал он так: "Когда ты, Сергей Леонидович, зашел в локальный участок?" Это было расценено как некорректное отношение.)
Сначала судья Распопов решил, что документ от колонии был ненадлежащим образом оформлен - заверен печатью Вельской прокуратуры, а не самой колонии. Однако после обеда представитель ИК-14 принес судье исправленную копию акта - уже с печатью исправительного учреждения. В таком виде этот документ был приобщен к делу.
Перед представлением дополнительных материалов Лебедев дал пояснения суду касательно большого количества нарушений в учреждениях ФСИН, которые ему вменяются. По словам предпринимателя, он специально не обжалует данные взыскания.
В частности, как сказал экс-глава "Менатепа", нарушением был засчитан его отказ от прогулки, которая является лишь правом заключенного, а не обязанностью. "Прогулка - это право, которым он (заключенный) может воспользоваться, а может и отказаться", - сказал Лебедев. "Я не собираюсь обжаловать такого рода решения. Играть в детский сад с администрациями колоний я не намерен", - подчеркнул Лебедев, отметив, что "сотрудники этих учреждений тоже являются заложниками ситуации".
Касаясь фразы о недоверчивом отношении к администрации учреждений ФСИН, содержащейся в характеристике из ИК-14, бизнесмен уточнил: "Существенная часть администрации исправительных учреждений ко мне как москвичу относится изначально с предубеждением, а некоторые откровенно грубили".
Кроме того, по словам Лебедева, находясь в учреждениях ФСИН, он почти полтора года не получал нужных лекарств. "Поэтому с какой стати я должен быть доверчив к администрации?" - сказал Лебедев.
Прокуратура против
Прокуратура выступила против удовлетворения ходатайства осужденного. "В ходе судебного заседания не получено объективных сведений, что Лебедев не нуждается в дальнейшем отбывании наказания", - заявил на заседании прокурор Вельского района Сергей Семенов.
Семенов упомянул нарушения, допущенные Лебедевым как в Вельской колонии, так и в ходе всего срока нахождения под стражей. "Нарушения были разной направленности - одни против сотрудников исправительных учреждений, другие - против осужденных, отбывавших наказание с ним, третьи - против пожарной безопасности", - отметил прокурор. Он также добавил, что, по данным администрации исправительной колонии ИК-154, осужденный не погашал ущерб по удовлетворенным судами искам потерпевших.
Лебедеву предложили уже третью работу - место замдиректора фирмы с окладом 35 тыс. рублей
В ходе заседания суда в среду адвокаты Лебедева зачитали еще одно предложение о трудоустройстве бизнесмена. Так, "Томская медиагруппа" предложила предпринимателю должность заместителя директора по экономическому планированию с окладом в 35 тыс. рублей ежемесячно.
Представители компании написали осужденному, что для них было бы большой честью принять его к себе на работу. "Мы полагаем, что ваше образование и опыт будут способствовать развитию нашей компании", - говорится в документе.
По мнению защитников предпринимателя, тот факт, что представители Томска предлагают Лебедеву работу, свидетельствует о том, что нефть, в хищении которой обвиняли их подзащитного, так и осталась в Томске. "Я благодарен всем, кто предлагает мне трудоустройство. У меня нет проблем с трудоустройством, у меня проблема, когда я смогу вылечиться и приступить к этой работе. Предложений много. Наверное, всех я удовлетворить не смогу", - сказал Лебедев.
Суд приобщил данные документы к материалам дела.
Накануне в ходе первого судебного заседания по вопросу о досрочном освобождении Лебедеву предложили еще два варианта трудоустройства, вопрос о котором важен при принятии решения об УДО: экономическим обозревателем в "Новой газете" и специалистом в коммуникационной компании его родного брата-близнеца Виктора Лебедева.
Дело "ЮКОСа"
Платон Лебедев обвиняется в хищении нефти и "отмывании" денежных средств. 30 декабря 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил его и бывшего руководителя НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского к 14 годам заключения. 24 мая 2011 года Мосгорсуд смягчил им наказание на один год.
Срок исчисляется с 2003 года - со дня ареста по первому "делу ЮКОСа". Таким образом, осужденные должны выйти на свободу в 2016 году.
Осужденные еще в Москве подали прошения об УДО, так как они уже отбыли больше половины срока заключения (включая приговор по первому делу). Но ходатайства не были рассмотрены Преображенским судом в связи с этапированием Лебедева и Ходорковского - в Архангельскую область и Карелию соответственно. 24 июня в Вельский районный суд Архангельской области поступило ходатайство об условно-досрочном освобождении Лебедева.
Лебедев выступил: я политзаключенный, а судья может это исправить
В своем заявлении Платон Лебедев попросил Вельский суд удовлетворить ходатайство о его условно-досрочном освобождении, так как ему необходимо лечение и потребность быть рядом семьей, передает "Интерфакс".
"Ваша честь, я поддерживаю ходатайство защиты. Я считаю, что в России недопустимо наличие политических заключенных. Вам предоставляется шанс это исправить", - сказал Лебедев, обращаясь к судье.
Заключенный также отметил, что ему надо лечиться. "Третье - моя семья. Я уже девятый год лишен свободы и возможности быть мужем, отцом и дедом. Это огромный срок. Это срок больше, чем две Великие Отечественные войны вместе взятые", - сказал Платон Лебедев.