Игорь Юргенс и Евгений Гонтмахер требуют, чтобы уже в самое ближайшее время был дан ответ на "опостылевший всем вопрос" о кандидате в президенты России, причем их устроит только выдвижение Медведева. Если же этого не произойдет, то страну ждет экономическая, социальная и политическая катастрофа, замаскированная под "стабилизацию". В современных российских реалиях она стала синонимом даже не застоя, а деградации по всем направлениям жизни, пишут авторы.
В случае если Медведев откажется претендовать на второй срок, они пугают крупномасштабным кризисом и описывают примерный сценарий. Российские фондовые рынки обвалятся, резко усилится отток капитала и интеллектуальной элиты за рубеж, в стране же начнутся выступления недовольных, которые вполне могут носить и экстремистский характер, по примеру Манежной площади в Москве.
Из-за обвала и без того слабой экономики случится окончательный подрыв социальной сферы. Медицина и образование окончательно станут платными, пенсии сократятся, а политический режим ужесточится и окончательно маргинализируется - как в Белоруссии.
Причем, как подчеркивают Юргенс и Гонтмахер, для этого даже не обязательно возвращение в Кремль Владимира Путина - "достаточно выдвижения некой третьей кандидатуры, которая в случае отставки Дмитрия Медведева неизбежно появится из премьерской обоймы".
Как известно, все ждут внутреннего решения в тандеме о том, кто пойдет в президенты в 2012 году, и хотя интрига по-прежнему сохраняется, на самом деле со стороны премьера и его поддержки уже полным ходом идет политическая агитация. Президент же на этом фоне выглядит как бы второстепенной, бездействующей фигурой.
У руководителей ИНСОРа создается впечатление, что "даже самые элементарные действия Дмитрия Медведева по пути модернизации не просто забалтывают, но и впрямую саботируют, даже дезавуируют контрдействиями" со стороны премьера. Это касается и борьбы с коррупцией, и улучшения предпринимательского климата, и формирования эффективной внешней политики. "Охранители", как называют авторы статьи сторонников путинского курса, ожесточенно сопротивляются малейшим улучшениям во всех этих сферах.
Юргенс и Гонтмахер также объясняют, почему что на роль современного российского реформатора не видят никого, кроме Медведева. "Увы, наша политическая система выстроена таким образом, что перед нами стоит выбор не между лидерами с различными программами модернизации, а всего лишь два курса, жестко персонифицированных: "стабилизация" как синоним застоя, деградации, неизбежной национальной катастрофы и модернизация как очень рискованный, но пока еще не безнадежный проект".
Реализация второго курса и должна привести к формированию "конкурентной среды среди тех, кто хочет не прибыльного бизнеса себе, своим семьям и друзьям, а прогресса собственной стране", делают вывод они. Поддержать этот курс мог бы крупный, средний и малый бизнес, интеллектуальная элита и "лучшая часть молодежи", а также просто неравнодушные люди, которых, согласно опросам, в России не менее 15-20%.
Однако до того Медведеву, если он все же решится перейти Рубикон, следует вступить в "равноправный и нелицеприятный" диалог с обществом. А чтобы его призыв не остался без ответа, нужно срочно взяться за строительство механизмов партнерства власти и общества, убеждены авторы.
"Здесь очень к месту и децентрализация государства, и обеспечение реальной свободы СМИ (в том числе и создание Общественного телевидения), и кардинальная либерализация законодательства о партийном строительстве и некоммерческих организациях, и многое другое", что выявится в этом диалоге, рекомендуют руководители ИНСОРа.