Редакция американского делового журнала BusinessWeek в пятницу публикует статью о том, на кого сделает ставку Кремль на следующих выборах президента России. Ведь избранный Путиным кандидат наверняка станет победителем, так как он будет пользоваться поддержкой популярного президента и всей государственной машины - в том числе подконтрольных государству средств массовой информации.
По мнению кремленологов, показательными в этом смысле стали неожиданные перестановки в правительстве, о которых было объявлено 14 ноября. Этот шаг Путина подкрепляет теорию о том, что он подготавливает себе преемника, для того, чтобы правящая элита осталась у власти после 2008 года. "Эти новые назначения нужно рассматривать в контексте "проблемы 2008" и будущих президентских выборов", - говорит Алексей Макаркин, аналитик российского Центра политических технологий.
- Перестановки в правительстве - мнения российских политиков
- Опрос ФОМ: кого россияне хотят видеть следующим президентом
Более того, Путин дал первые намеки на то, кто может стать его преемником. В результате перестановок в правительстве, два человека оказались в центре внимания: Дмитрий Медведев, бывший глава администрации президента, и министр обороны – вице-премьер Сергей Иванов. В отношении их обоих уже ходили слухи о том, что они могут стать кандидатами в президенты после того, как Путин уйдет в отставку.
Самой значительной кадровой перестановкой стал переход Медведева на работу в правительство, на пост первого вице-премьера. В результате, этот самый высокопоставленный российский бюрократ получил высокий пост и переместился на такую позицию, которая постоянно находится в центре внимания публики. Это могло быть сделано для повышения шансов Медведева на будущих президентских выборах. "Медведеву дали возможность проявить себя в качестве публичного политика и администратора", - говорит Кристофер Гранвилль, главный стратег московского инвестиционного банка United Financial Group.
Если Медведева действительно готовят к посту президента, то это должно успокоить инвесторов, которых тревожат знаки усиления государственного вмешательства в экономику и экономического национализма. Как пишет BusinessWeek, бывший преподаватель права из Санкт-Петербургского Госуниверситета, Медведев считается лидером "либеральной" фракции в Кремле, которая ратует за рыночную экономику и хорошие отношения с Западом. У этой группы есть большие разногласия с выходцами из спецслужб - так называемыми "силовиками" - которые являются сторонниками более националистической политики. Инвесторы также надеются на то, что перестановки в правительстве Путина могут придать новый импульс застывшим экономическим реформам.
"С точки зрения инвестиционного климата, мы рассматриваем это как позитивный шаг", - говорит Крис Вифер, руководитель исследовательского отдела "Альфа-банка". В тот день, когда Путин объявил о новых назначениях в правительстве, котировки Российской фондовой биржи возросли на 2 процента.
Но, как отмечает BusinessWeek, Россия есть Россия - "в ней всегда много загвоздок". У Медведева, "который имеет репутацию тихого администратора", может не быть того темперамента, который необходим будущему президенту. Одновременно с перемещением Медведева на высокий правительственный пост, Путин повысил в должности известного представителя силовиков, бывшего офицера КГБ Сергея Иванова, назначив его на пост вице-премьера. Медведев занял более высокий пост, но Иванова уже давно называют возможным преемником Путина, так как он знаком с Путиным с 1970-х годов, с тех пор, когда они вместе работали в КГБ.
Между тем возвышение Иванова не может служить поводом для большого беспокойства. Действительно, в качестве министра обороны Иванов проявлял себя как "ястреб" в таких вопросах, как чеченская война. Порой Иванов высказывает очень консервативные взгляды - например, он высказался за переименование Волгограда в Сталинград. Но по контрасту с некоторыми сидящими в Кремле ястребами, выходцами из КГБ, Иванов воспринимается как "один из самых умеренных и прагматичных силовиков", пишет издание. Вице-премьер произвел большое впечатление на своих собеседников на Западе своими навыками дипломата и хорошим английским языком. "Он не из тех коммунистических генералов старой формации, которые не понимают современный мир. Он является более открытым, более склонным к компромиссу, интересным партнером для Запада", - говорит Александр Рар, российский эксперт Германского совета по внешней политике, расположенного в Берлине.
В любом случае, Медведев, по мнению BusinessWeek, сегодня производит впечатление "кандидата, который находится в более выгодной позиции". Эксперты считают очень важным тот факт, что Медведеву поручили заниматься реализацией новых национальных проектов. Эти проекты, на которые в ближайшие три года будет потрачено 18 млрд долларов, рассматриваются многими как та цена, за которую Кремль хочет купить себе поддержку общества перед следующими выборами. Назначение Медведева на такой важный пост вызвало разговоры о том, что рано или поздно его назначат на пост премьер-министра, который является стартовой площадкой для реализации президентских амбиций. Премьер-министра Михаила Фрадкова рассматривают как второстепенную фигуру, которой Путин наверняка найдет замену до 2008 года, считает издание (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Если даже президентом станет Медведев, еще не ясно, во что может вылиться на практике тот реформаторский настрой, который ему приписывают. Когда Медведев занимал пост главы администрации президента Путина, он с большой преданностью поддерживал политический курс на усиление роли государства. В том числе и такие меры, как развал частной нефтяной компании ЮКОС, которые не были популярны у западных инвесторов в России.
Увеличение бюджетных затрат, которое будет контролировать Медведев, также вызывает беспокойство экономистов-рыночников, опасающихся роста инфляции. "Медведев - не либерал и не консерватор. Он - прагматик. Он - современный человек, имеющий опыт работы в условиях рыночной экономики", - говорит Макаркин. Как и Путин, Медведев сосредоточен на проблемах российской государственности и политической стабильности, и это делает его взгляды о рыночной экономике более умеренными.
Ситуацию делает более запутанной то обстоятельство, что Медведев и Иванов никоим образом не являются единственными вероятными кандидатами. Путин назначил не очень известного человека на пост главы администрации президента, который раньше занимал Медведев. Это резко возвысило Сергея Собянина, бывшего губернатора богатой нефтью Тюменской области и перенесло его в список возможных кандидатов в президенты. Собянин компетентный администратор, не связан ни с одной из группировок, существующих в Кремле. Но известно, что он является преданным сторонником Путина, а также мер по централизации власти.
Между тем кого бы Путин в конечном счете не назначил своим преемником, российская модель управляемой демократии все еще содержит в себе некоторые риски. "Кремль, без сомнения, считает, что российская публика купится на кандидата от Кремля, за которым будет стоять вся государственная машина, аналогично тому, как сам Путин появился из небытия и одержал убедительную победу на выборах 2000 года", - отмечает американское издание. Однако неизвестно, обладает ли Медведев или любой другой кремлевский кандидат качествами, необходимыми для того, чтобы завоевать доверие общества. "Медведеву нужно еще это доказать", - говорит Гранвилль. Кремль, вероятно, подстраховался: если "план А" потерпит провал, то кто знает, какие еще сюрпризы может прятать в своем рукаве скрытный российский президент.
Отметим, что редакция журнала не стала рассматривать в качестве преемника Путина фигуры вице-спикера Госдумы Бориса Грызлова, министра МЧС Сергея Шойгу, которые в числе других также называются российскими СМИ. Между тем, согласно проведенному в ноябре опросу фонда "Общественное мнение", россияне скорее предпочли бы, чтобы следующим главой государства стал кто-нибудь из известных ныне людей (41%), а не некий "новый человек", пока еще известностью не обладающий (30%).
Как показало тогда исследование социологов, хорошо относятся к Сергею Иванову 40% респондентов, плохо - 6%, нейтрально - 35%. При этом каждый десятый участник опроса (11%) сказал, что не знает этого политика. По данным ФОМ, в апреле 2001 года половина россиян не знала, кто такой Иванов.
О Медведеве до его назначения на пост первого вице-премьера ничего не знали 67% опрошенных, знали или хотя бы что-то слышали о нем - 28%. По телевидению его видели примерно половина участников опроса (46%). Пятая часть респондентов (20%) заявили, что Медведев им понравился, 6% опрошенных он не понравился, остальные затруднились что-либо сказать на этот счет.
Очевидно, что за прошедшие три месяца россияне лучше узнали этих политиков и их деятельность.