Одно из таких мероприятий было проведено 25 февраля на станции метро "Арбатская". Там милиционеры практически всех встретившихся им молодых людей "приглашали", забрав при этом паспорта, на "разговор". Разговор, правда, был своеобразный - молодых людей фотографировали, снимали у них отпечатки пальцев и "предлагали" под диктовку написать "объяснительную". В ней авторам надлежало признать, что они не входят в неформальные группировки, к выходцам с Северного Кавказа относятся "нейтрально" и никогда их не били. После этого всех отпускали.
На требование объяснить свои действия, милиционеры отвечали, что "так надо" и "на то есть распоряжение сверху". Правозащитники и адвокаты же однозначно заявили, что налицо прямое нарушение закона и прав граждан. Сами руководители мероприятия на "Арбатской" назвали его "профилактическим", но говорить о степени законности использованных методов отказались.
В ГУВД Москвы заявили, что такие события, если и имели место, то были пресловутыми "перегибами на местах". "Владимир Васильевич Пронин (начальник ГУВД) таких распоряжений не делал. Не исключаем, что это очередной перегиб на местах. Такое уже было, когда некоторые руководители ОВД самовольно начали требовать списки грузинских учеников в столичных школах. Молодые люди, если они действительно подверглись такой процедуре в отделении милиции, должны обратиться в инспекцию по личному составу. Виновных обязательно накажут", - отметили в пресс-службе ГУВД.
В УВД на Московском метрополитене от каких-либо комментариев отказались. Вместе с тем в ряде столичных окружных УВД подтвердили, что по поручению Пронина в столице с 27 февраля начались профилактические мероприятия под названием "Подросток". Их цель - выявление, предупреждение и пресечение преступлений, которые совершают несовершеннолетние, в том числе в составе "неформальных молодежных объединений". "Даны указания провести разъяснительные беседы в школах, организовать спортивные мероприятия под эгидой борьбы с ксенофобией, выявить скинхедов, сообщать об этом начальству. Раньше по указанию сверху мы занимались в основном проблемой наркотиков", - рассказали на условиях анонимности в одном из столичных УВД.
Стоит отметить, что в законе "О милиции" в пункте 15 статьи 11 четко говорится, что милиция имеет право проводить фотографирование и дактилоскопирование отнюдь не всех, а только "лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности".