Кроме того, Сивяков лишен звания младшего сержанта и три года не имеет права занимать командные должности в вооруженных силах. Срок отбывания наказания будет зачтен с того момента, как его взяли под стражу, то есть с 16 января 2006 года.
- Защита Сычева считает приговор слишком мягким, защита Сивякова – незаконным и необъективным
- По "делу Сычева" возбуждено два новых уголовных дела
- Политики и правозащитники: одного приговора мало, нужны серьезные изменения
Двое других подсудимых - Павел Кузьменко и Геннадий Билимович - приговорены к году и шести месяцам лишения свободы условно, каждый с испытательным сроком на один год.
Суд учел при вынесении приговора все доказательства гособвинения. По данным экспертизы, причиной болезни рядового Андрея Сычева, над которым издевался Сивяков, стал венозный застой, вызванный длительным сидением потерпевшего в позе полуприседа.
Суд также пришел к выводу, что давление на свидетелей в ходе предварительного следствия не оказывалось. В связи с этим за основу при определении наказания были взяты показания свидетелей, данные ими в ходе предварительного следствия, сказал РИА "Новости" помощник председателя суда Алексей Лысаков. Ранее на судебных слушаниях большая часть свидетелей отказалась от своих показаний, данных на предварительном следствии.
Гособвинение просило суд назначить Сивякову наказание в виде шести лет лишения свободы, представители потерпевшего настаивали на максимальном по данной статье УК РФ сроке - 10 годах лишения свободы. Сивяков заявлял о своей невиновности, адвокаты подсудимого просили суд оправдать его.
Всего на скамье подсудимых были трое военнослужащих батальона обеспечения Челябинского танкового училища: младший сержант Александр Сивяков и рядовые Павел Кузьменко и Геннадий Билимович. Сивяков находится под стражей, Кузьменко и Билимович - под наблюдением командования.
Сивяков обвинялся по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозы его применения). Всего подсудимому вменяется шесть эпизодов, уточнили в прокуратуре. Рядовые Кузьменко и Билимович обвинялись по части 2 статьи 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности).
Следствием установлено, что в ночь на 1 января 2006 года Сивяков, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, с целью глумления и издевательства заставлял рядового Андрея Сычева в течение трех часов находиться в состоянии полуприседа, наносив ему удары по ногам. "В результате этого насилия у потерпевшего возникло позиционное сдавливание нижних конечностей и половых органов, что привело к развитию гангренозного воспаления", - сообщили в прокуратуре. В результате в январе Сычеву были ампутированы обе ноги.
Гематолог и реаниматолог госпиталя имени Бурденко, где проходит лечение Сычев, на суде высказали мнение, что причиной тяжелых последствий стал тромбофлебит. Однако, по словам представителя суда, в соответствии с экспертным заключением выявленные отклонения от нормы в здоровье Сычева не могли явиться причиной наступивших последствий.
Защита Сивякова настаивала на признании его невиновным. 19 сентября в ходе прений сторон адвокат Александр Петров заявил, что причиной тяжелых увечий Сычева стало наследственное заболевание - тромбофилия. Адвокат настаивает на оправдании своего подзащитного и освобождении его из-под стражи.
Ранее представитель городской клинической больницы номер 3 Челябинска Астахов, являющийся свидетелем обвинения, подтвердил диагнозы, установленные гражданскими специалистами Сычеву - гангрена и синдром позиционного сдавливания.
В настоящее время рядовой Сычев проходит курс лечения в Москве в госпитале Минобороны России имени Бурденко.
Защита Сычева считает приговор слишком мягким, защита Сивякова – незаконным и необъективным
Защита Сычева не исключает, что обжалует приговор по делу об инциденте в Челябинском танковом училище. Адвокат Андрея Сычева Евгений Белов намерен в течение 10 дней, отведенных на обжалование приговора, решить этот вопрос.
Белов заявил журналистам в Челябинске после вынесения приговора Александру Сивякову, что юридическая сторона приговора их в целом устраивает, а будут ли они обжаловать мягкость приговора, решат в течение 10 дней, отведенных на обжалование.
Сестра Сычева Марина Муфферт плакала после оглашения приговора, сказав, что считает его очень мягким и не соответствующим вине подсудимого.
В то же время адвокат обвиняемого Сивякова Елена Устинович заявила журналистам, что защита считает вынесенный приговор необъективным и незаконным, потому что вины их подзащитного в происшествии с Сычевым нет.
"Мы считаем этот процесс результатом неких мощных сил, почему он и закончился обвинением. Между тем в деле были все основания для вынесения оправдательного приговора", - сказала Устинович. Она подчеркнула, что причиной тяжких последствий для здоровья Сычева стала наследственная болезнь, которую диагностировали медики в госпитале Бурденко.
По словам адвоката, сейчас Сивяков находится в шоке и не готов обсуждать с ними вопрос о кассационной жалобе на приговор. "Он сейчас находится в очень тяжелом психологическом состоянии. Представьте себе состояние человека, который осужден сидеть в тюрьме, зная, что он невиновен", - сказала Устинович.
Она добавила, что если Сивяков выразит желание обжаловать приговор, то в установленный срок будет направлена жалоба в Уральский окружной военный суд.
Мать Сивякова Наталья Сивякова заявила о намерении обжаловать приговор.
По "делу Сычева" возбуждено два новых уголовных дела
По материалам дела рядового Андрея Сычева, рассматривавшегося в челябинском военном гарнизонном суде, к уголовной ответственности привлечены два офицера, дежурившие в новогоднюю ночь в роте, где служил Андрей Сычев. Об этом во вторник сообщил ИА REGNUM адвокат пострадавшего Евгений Белов.
По его словам, офицеры Шиметов и Богомолов должны быть привлечены к уголовной ответственности, и он надеется, что дело "не будет замято". Также Белов сообщил журналистам, что физическое состояние Андрея удовлетворительное, но он морально подавлен из-за ожидания приговора.
Политики и правозащитники: одного приговора мало, нужны серьезные изменения
Правозащитники считают слишком мягким приговор, вынесенный "по делу Сычева". "Безусловно, наказание слишком мягкое", - сказала ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.
"Мое мнение - обвиняемый заслуживает максимума, который просила прокуратура. Речь ведь идет о тяжких последствиях, - заявила она. - Учитывая такой приговор, никакого поучительного урока от него не выйдет. Но компенсировать это может частное определение суда в адрес командования части, где служил рядовой Сычев. Оно не обеспечило своевременного оказания медицинской помощи Сычеву, первичного расследования преступления, не следило за дисциплиной".
С Мельниковой согласен директор Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. "Сычев стал инвалидом на всю жизнь, так что четыре года для Сивякова - это очень мягкий приговор. Это мало, не соответствует тяжести страданий Сычева и тяжести преступления", - сказал он.
"Этот приговор внесет некоторый вклад в борьбу за соблюдение прав человека в армии, но одного приговора мало. Нужны серьезные изменения, повышение ответственности командования за то, что происходит у них в частях. Не секрет, что сейчас в армии распространено насилие против личности, которое ласково называют дедовщиной, рабский труд солдат и коррупция", - заявил Джибладзе.
Лидер СПС Никита Белых также считает решение суда слишком мягким. "Конечно, в рамках того, что произошло, приговор можно считать слишком мягким", - сказал Белых во вторник. Он отметил, что виновным в происшествии является не конкретно осужденный младший сержант, а вся система в целом.
Такого же мнения придерживается и лидер Республиканской партии, депутат Госдумы Владимир Рыжков. "Это чрезмерно мягкий приговор за те чудовищные издевательства, которым подвергся Сычев", - сказал Рыжков.
По его словам, если суд признал Сивякова виновным, то и наказание должно быть соразмерным. Рыжков заявил, что "надо было требовать как минимум десять лет за такое преступление".
По его словам, "государство фактически дало сигнал, что поощряет дедовщину и не собирается реформировать армию". "Таким образом любой изверг-сержант может мучить своих подчиненных, зная, что даже если он убьет или искалечит рядового-новобранца, то его ждет мягкое наказание", - сказал Рыжков.
В то же время первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков (фракция "Единая Россия") считает, что расследование по делу Андрея Сычева было проведено объективно, и в итоге виновный в нанесении ему тяжких телесных повреждений Александр Сивяков получил заслуженное наказание.
"Было очень много различных интриг вокруг "дела Сычева", была попытка отобразить все в искаженном свете, но, в конце концов, было сделано все для того, чтобы соблюсти объективность и выявить виновных в происшедшем", - сказал Гришанков.
По его словам, история с Сычевым потрясла не только людей в нашей стране, но и за рубежом. "Именно поэтому многие так пристально следили за ходом расследования, за тем, чтобы оно было объективным, равно как и судебное разбирательство", - отметил депутат.
"Я думаю, этот приговор послужит хорошим уроком для тех, кто не брезгует дедовщиной, унижает своих коллег по службе", - сказал Гришанков.
Со своей стороны заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин (фракция КПРФ) считает приговор, вынесенный Сивякову, справедливым.
"Я бы не стал спорить из-за одного-двух лет лишения свободы. Считаю, что нельзя говорить, что приговор Сивякову суд вынес слишком мягкий или, наоборот, слишком жесткий. Это приговор справедливый, и он послужит, как форма воздействия, хорошим наказанием для этого молодого человека", - сказал Илюхин.
В то же время он подчеркнул, что сейчас трудно говорить о том, насколько объективен приговор суда. "Мы не знаем аргументацию, отраженную в приговоре, не знаем, какие смягчающие и какие отягощающие вину Сивякова там приведены факты", - отметил депутат.
В Общественной палате считают, что приговор по "делу Сычева" подтвердил наличие неуставных отношений в российской армии, и в министерстве обороны сделают из этого соответствующие выводы.
"Сам факт неуставных отношений подтвердился и, прежде всего, надо делать выводы всем, в том числе и военачальникам, и тем, кто непосредственно отвечает за призыв, и тем, кто отвечает за солдат непосредственно в казармах", - заявил глава комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы адвокат Анатолий Кучерена. "Те факты, та информация, которые нам были известны, когда мы выезжали в Челябинск с комиссией общественной палаты, это все подтвердилось и нашло отражение в обвинительном приговоре", - сказал Кучерена.
"Насколько строгий или мягкий приговор - я не берусь судить, потому что оценка всем действиям, которые были совершены Сивяковым, дал сегодня суд, и надо уважать его решение", - подчеркнул Кучерена.
"Если Сивяков не согласен с решением суда, он может обжаловать приговор в кассационной инстанции и дальше в порядке судебного надзора, - отметил глава комиссии Общественной палаты. - Но есть трагедия - человек остался без ног, остался инвалидом, и суд, я так полагаю, вынося обвинительный приговор, исследовал абсолютно все обстоятельства, в том числе и смягчающие, и оправдывающие непосредственно Сивякова".