На заседании комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа, впервые проходившем в Москве, Дмитрий Козак сообщил, что практически реализовал свою давнюю идею - ввести внешнее управление дотационных субъектов. В пятницу губернаторы узнали, что он уже передал в Кремль пакет законопроектов, "направленных на стабилизацию ситуации в регионе".
Выяснилось, что среди них есть поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", где речь идет о введении кризисного управления в дотационных регионах сроком на один год. Это дополнит уже существующую статью, где указано условие введения внешнего правления - если "просроченная задолженность субъекта по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ".
Этот принцип уже предусмотрен федеральными законами о местном самоуправлении и разграничении полномочий между регионами и центром. В этих законах обозначены процедуры банкротства региона и введения в нем внешнего управления. Но в реальности пока эти нормы не применялись.
Критическую отметку дотационности полпред предлагает установить на уровне 80% - то есть когда восемь десятых регионального бюджета составляют деньги федерального центра. Именно регионы Южного федерального округа станут первыми кандидатами на введение внешнего правления. В частности, такие перспективы встают перед Кабардино-Балкарией, Дагестаном, Ингушетией и Чечней. Среди "сильнодотационных" регионов числятся и не входящие в епархию Козака Усть-Ордынский автономный округ, Республика Алтай и Еврейская автономная область.
Свои предложения Дмитрий Козак начал готовить давно. Это стало ясно еще в начале 2005 года, когда появилась вызвавшая широкий резонанс информационно-аналитическая записка по Северному Кавказу, в которой описывалось плачевное состояние региона.
Восторга озвученные инициативы у большинства губернаторов Южного федерального округа не вызвали. Причем именно у руководителей дотационных регионов. Некоторые даже высказались в том роде, что главы субъектов, лишенные финансовых полномочий, превратятся в свадебных генералов. Но Владимир Путин, на прием к которому в пятницу после встречи с полпредом попали главы регионов, ничего успокоительного для них не сказал.
Президент, в частности, весьма жестко указал на неэффективность работы правоохранительных органов: "В ЮФО самая высокая плотность правоохранительных сил не только по России, но и по Европе и Северной Америке. Однако есть большие вопросы к эффективности работы правоохранительной системы и результативности бюджетных расходов на эту деятельность".
По словам главы государства, штатная численность правоохранительных органов постоянно растет, подчас в ущерб качеству и подготовке сотрудников (сам Козак неоднократно называл состояние правоохранительной системы на Кавказе ужасным). Также Путин поддержал тезис полпреда Козака о том, что органы власти в Южном федеральном округе коррумпированны.
"Широко процветает практика предоставления индивидуальных налоговых и других льгот, а также необоснованных преференций при распределении подрядов, финансовых и материальных ресурсов. За этим, как правило, стоят интересы конкретных чиновников, или, попросту говоря, кланов", - сказал президент. Владимир Путин отметил, что, несмотря на постоянно возрастающие дотации из бюджета, разрыв между экономическими показателями округа и среднероссийскими не уменьшается.
Тем не менее попытка отодвинуть региональных глав Кавказа от финансовых потоков может так и остаться благим пожеланием центра. Назначения президентов республик так или иначе все равно будут происходить с учетом клановой структуры местной элиты. В противном случае северокавказские лидеры снова начнут намекать на возможность внутренней дестабилизации. При этом пока не названы ни конкретные регионы, в которых будет введен внешний контроль, ни способ формирования органов федерального управления.
Иллюзорными могут оказаться надежды, связанные с тем, чтобы попытаться сформировать эти органы из людей в погонах. Судя по опыту их внедрения на различные государственные посты, силовое происхождение не является ни гарантией от коррумпированности, ни свидетельством способности эффективно решать сугубо мирные хозяйственные проблемы.
В связи с этим проблемы Южного округа могут остаться тем крестом, который и дальше придется нести Дмитрию Козаку, вынужденному вручную развязывать многочисленные северокавказские узлы.
Похоже, реальных рычагов влияния на ситуацию на Северном Кавказе у федерального Центра как не было, так и нет, пишет "Независимая газета". И даже введение президентского, не то, что кризисного, управления тут не поможет. За год – а именно на такой период предусматривается законом кризисное управление – ситуацию не переломить. Особенно в отсутствие четкой стратегической линии. К тому же в этом случае и ответственность ляжет на федеральный Центр. А у правящих в республиках кланов, думается, найдется достаточно возможностей, чтобы обострить ситуацию, свалив все на Москву и "доказав" свою незаменимость.
В итоге очередное широко разрекламированное "совещание по Кавказу" больше походило на очередную пиар-акцию. Дмитрий Козак показал решимость бороться с отдельными недостатками, президент зачитал по бумажке ритуальные фразы о "необходимости создания механизмов политической и юридической ответственности региональных и местных властей за результаты работы". Главы регионов внимательно слушали и согласно кивали седыми головами, прекрасно зная, что ничего в итоге не изменится. Не случайно же президент Ингушетии Мурат Зязиков даже осмелился назвать предложения Дмитрия Козака "нецелесообразными".
Козаку прочат отставку
Любопытно, отмечает "НГ", что на минувшей неделе газета "Южный федеральный" опубликовала открытое письмо студентки второго курса Ростовского госуниверситета Екатерины Багрыч "Если регион наш столь богат, почему живут здесь люди бедно?". Это письмо представляет собой 10 вопросов к Козаку, которые дополнены десятью тезисами, главный из которых – "проводимая Центром политика, реформы на Северном Кавказе заходят в исторический, политический, идеологический и психологический тупик".
Эта публикация стала поводом к настоящему политическому скандалу. Окружные чиновники занялись поиском заказчика: мало кто сомневается, что не студентка является настоящим автором письма. По мнению источника "НГ" в аппарате Дмитрия Козака, появление письма студентки Багрыч может свидетельствовать о начале процесса "реального ухода" Дмитрия Козака из ЮФО. "Жесткий, обвинительный тон письма показывает, что у авторов "студенческой интриги" есть намерение сопроводить уход Козака негативным политическим скандалом", – считает источник. По его словам, заказчик "открытого письма" скорее всего находится в Москве. Кстати, как сообщил "НГ" пресс-секретарь полпреда Федор Щербаков, "мы хотели встретиться с Екатериной Багрыч, но не нашли в Ростове этой студентки".
Примечательно, что "Южный федеральный" читают в основном представители региональных элит ЮФО и окружная бюрократия. По слухам, издание имеет хорошие связи в администрации президента РФ и в руководстве Совета Федерации РФ. За время своего существования еженедельник уже дважды наносил "огонь по штабам".
В феврале 2004 года "Южный федеральный" подверг неожиданной критике деятельность ближайшего окружения тогдашнего южного полпреда Виктора Казанцева. Менее чем через месяц после этого генерал был отправлен в отставку.
За несколько месяцев до отставки преемника Казанцева Владимира Яковлева с поста полпреда главы России в ЮФО "Южный федеральный" начал критиковать политику Яковлева, упрекая бывшего питерского мэра в лакировке действительности и в отсутствии внятной стратегии развития Юга России. Сентябрьский выпад влиятельной газеты в адрес Дмитрия Козака постоянные читатели "Южного федерального" склонны считать свидетельством подготовки отставки нынешнего полпреда Владимира Путина.