Исходя из текста положения о комитете, который оказался в распоряжении "Коммерсанта" первым шагом на посту чиновника для Василия Якеменко стала борьба за ресурсы. Так, он получил аппарат из 50 сотрудников, хотя, по информации издания, претендовал на несколько сотен. На содержание комитета на 2008 год выделено порядка 53 млн рублей. Якеменко при этом получает статус министра и право на трех заместителей.
Полномочия комитета утяжелились финансовым весом
К очевидным победам Якеменко можно отнести круг полномочий комитета, который повлечет за собой широкое госфинансирование. Комитету переподчинены профильные проекты департамента по молодежи Минобрнауки с бюджетом 160 млн рублей, он будет заниматься профориентацией молодежи, созданием туристических молодежных лагерей и поддержкой талантливой молодежи. Последнее направление получает серьезную дополнительную поддержку в рамках нацпроекта "Образование" - 130 млн рублей ежегодно.
Кроме этого, комитет получает право на координацию региональных молодежных проектов, сметы которых достигают нескольких миллиардов рублей. И, наконец, в будущем комитет сможет разрабатывать новые федеральные целевые программы, смету которых будет самостоятельно представлять в правительство в качестве предложений по формированию федерального бюджета.
Однако ключевым достижением комитета можно считать право на создание федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой. Причем комитет сможет не только формировать сам список, но и распределять госсредства на проекты включенных в него организаций.
Так, положением предусмотрено, что финансирование молодежных организаций будет осуществляться по конкурсу, а разработка его процедуры и определение победителей отнесены к компетенции комитета.
Получив пост чиновника, Якеменко продолжает руководить движением "Наши". До сих пор госсредства попадали к "Нашим" через НКО "Гражданский клуб", которая выигрывала в конкурсах грантов для некоммерческих организаций Общественной палаты.
Теперь же Якеменко сам окажется в жюри конкурса молодежных НКО, получив право на легальное госфинансирование собственной организации. Учитывая, что участие в госконкурсах обычно предполагает и внебюджетное софинансирование проектов, глава комитета по молодежи сможет наконец вывести из тени частных спонсоров своего движения.
О возможном составе федерального перечня молодежных объединений, пользующихся господдержкой, могут свидетельствовать прежние приоритеты молодежной госполитики. Так, с 2005 года в стране появился сетевой проект патриотических молодежных объединений - федеральные "Наши" и "Молодая гвардия", московские "Гражданская смена" и "Россия молодая", подмосковные "Местные".
Координацию проекта открыто взял на себя замглавы администрации президента Владислав Сурков, а личные встречи с молодежным активом не раз проводили два первых вице-премьера - Дмитрий Медведев и Сергей Иванов - и президент Владимир Путин.
Лидер "молодогвардейцев" Иван Демидов убежден, что комитет Василия Якеменко "не станет заниматься политикой при распределении госсредств". Однако считает разумной поддержку лояльных государству молодежных объединений: "Когда государство поддерживает тех, кто поддерживает его, и выступает против тех, кто его не поддерживает, это достаточно логично. По-моему, это демократия, а вовсе не удушение свобод".
Лидер молодежного "Яблока" Илья Яшин, напротив, уверен, что "Василий Якеменко - абсолютно политическая фигура и всегда решал только политические задачи": "Тот факт, что ему поручают распределять молодежные средства, очень тенденциозен. Буквально это означает, что кремлевские молодежные организации ожидает прибавка к бюджету, а оппозиции ловить нечего".