Журналистка Наталья Морарь, которой несколько лет назад был запрещен въезд в Россию, приехала в Москву
snob.ru
Журналистка Наталья Морарь, которой несколько лет назад был запрещен въезд в Россию, приехала в Москву, передает "Интерфакс".

"Господи, мы сделали это. Мы прилетели с Наташей в Москву, прошли границу и едем в редакцию", - написал в Twitter ее супруг, один из руководителей журнала The New Times Илья Барабанов.

Комментируя приезд Морарь, главный редактор журнала Евгения Альбац сказала агентству, что это произошло благодаря президенту России Дмитрию Медведеву.

"Если вы помните, была встреча главных редакторов с Дмитрием Анатольевичем в Сочи, и я его попросила разобраться с тем, почему Наташу не пускают в Россию. В итоге он дал соответствующее распоряжение, и Наталья здесь", - сказала Альбац.

Вместе с тем она отметила, что Морарь не будет оставаться в России на длительный срок, поскольку в Молдавии "у нее большая телепрограмма, которую она ведет". "Ну, а в принципе посмотрим, что будет дальше", - заключила Альбац.

Морарь, которая училась и работала в России, в декабре 2007 года при возвращении из служебной командировки в Израиль отказали во въезде в Россию. Тогда она улетела в Кишинев, где посольство РФ сообщило, что отказ во въезде в Россию основывается на п.1. ч.1 ст. 27 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

Представители Морарь в России оспаривали в суде действия ФСБ, запретившей ей въезд на территорию РФ, и в результате дошли до Конституционного суда РФ. В августе 2009 года КС РФ подтвердил, что Морарь не пускают в Россию на законных основаниях. В своем решении суд указал, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором".

Имеется в виду как раз оспаривавшийся закон о порядке выезда, где в п.1 ч.1 ст.27 "указано, что для иностранного гражданина или лица без гражданства въезд на территорию РФ не разрешается, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка либо защиты здоровья населения".

По мнению судей КС, законодатель был вправе установить такое ограничение. В подтверждение своей позиции они ссылаются в том числе и на решения Европейского суда по правам человека.

В свою очередь Морарь тогда заявила, что больше не хочет возвращаться в Россию. "Даже если бы у меня сейчас была возможность вернуться, я бы этого не сделала. Я хочу жить в Молдавии, здесь заниматься общественной деятельностью, что я уже начала делать, я постепенно отхожу от журналистики. Сейчас жизнь изменилась, и после событий в апреле, и вообще. Я хочу жить в своей стране", - отметила Морарь.

Она добавила, что "в каком-то смысле даже благодарна представителям ФСБ России за то, что они позволили это понять", хотя по-прежнему считает их действия "неправомерными".

В феврале 2008 года Морарь вышла замуж за своего коллегу по New Times, российского гражданина Барабанова. Они вдвоем снова попытались приехать в Россию, но пограничники опять отказали ей во въезде.

Напомним также, что на родине Морарь, в Молдавии, ее обвинили в управлении массовыми беспорядками в Кишиневе в апреле 2009 года. Однако в ноябре того же года новые власти Молдавии сняли с нее обвинения.