"Заведомо зная о выделении денежных средств, Серебренников и Итин путем обмана сотрудников Минкультуры приняли решение создать устойчивую, сплоченную группу, (позже в нее вошел Малобродский)", - читает судья (цитата "Коммерсанта").
По ее словам, "согласно преступному плану и распределению преступных ролей, Серебренников осуществлял координацию" действий преступной группы. Суд пришел к выводу, что Кирилл Серебренников и бывший гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин "похитили бюджетные средства путем обмана сотрудников Минкультуры". Эти деньги выводились, как утверждает суд, на счета компаний, подконтрольных бизнесменам Педченко, Дорошенко и Синельникову, а те обналичивали средства.
Юрия Итина и Алексея Малобродского суд также признал виновными по так называемому делу "Седьмой студии". А директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, по словам судьи, не знала о "преступном умысле" группы, но признана виновной в халатности.
У здания суда усилены меры безопасности: там выставили ограждения и дежурят полицейские. Хотя заседание началось в 11:00, уже в 10:30 у суда было много публики и журналистов. Полицейские напомнили собравшимся, что нужно соблюдать социальную дистанцию, передает "Интерфакс". Сотрудники правоохранительных органов также требуют, чтобы люди ушли с проезжей части, так как автомобилям трудно проезжать к суду и другим зданиям вокруг.
В суд пришел бывший генпродюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский, который тоже является обвиняемым. На вопрос, верит ли он в возможность оправдательного приговора, он ответил: "Не верю, но надеюсь".
Певец Рома Зверь, сыгравший в фильме Серебренникова "Лето" одну из главных ролей, даже не надеется, что массовая поддержка может повлиять на приговор фигурантам дела "Седьмой студии". По его словам, за три года стало ясно, что все митинги и обращения к властям просто не работают. "Мы пришли ради себя. Если б не пришли, это значит, что-то с нами не так", - сказал он "Открытым медиа".
Министр культуры Ольга Любимова, заявила, что чиновники извлекут уроки из дела "Седьмой студии" и станут еще жестче контролировать финансирование искусства. "В "деле Серебренникова" речь идет о причинении крупного ущерба государству, министерство - потерпевшая сторона. Министерство культуры принимает законодательные меры, чтобы впредь творцы не имели дела с финансовыми операциями", - сказала она.
Чиновница также раскритиковала тех, кто выступил в поддержку Серебренникова и сомневается в законности расследования и справедливости суда. По словам министра Ольги Любимовой, "нет никакого смысла делать популистские заявления и подменять собой вышестоящую судебную инстанцию, давая оценку законности приговора суда".
Об уголовном деле стало известно в мае 2017 года, когда прошли обыски в "Гоголь-центре". По делу проходят создатель "Седьмой студии" Серебренников, Малобродский, экс-гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин и бывший руководитель департамента господдержки искусства Минкультуры Софья Апфельбаум. Дело бывшего главного бухгалтера организации Нины Масляевой, признавшей вину и давшей нужные следствию показания, выделено в отдельное производство.
По итоговой версии обвинения, Серебренников и другие фигуранты дела "Седьмой студии" похитили 129 млн бюджетных рублей, выделенных в 2011-2014 годах этой организации Министерством культуры на театральный проект "Платформа". По версии следствия, деньги были обналичены и растрачены. Подсудимые вину не признают и говорят, что все потратили на постановки в рамках проекта. Первоначально следствие вменяло им хищение 133 млн рублей, но потерпевшая сторона - Минкультуры - 17 июня снизило исковые требования к фигурантам на 4 млн рублей.
Экспертиза, проведенная во время второго процесса по инициативе гособвинения, установила, что нормативная стоимость мероприятий "Платформы" при выделенных на нее из бюджета 216,5 млн рублей. составляла около 87,5 млн рублей. Разница между этими значениями и принята за нанесенный ущерб.
Вместе с тем, экспертиза, которая была проведена при первом рассмотрении дела показала, что рыночная стоимость мероприятий "Платформы" составила 260 млн рублей, то есть почти на 40 млн рублей больше, чем ему было выделено. Защита настаивает на правильности именно этой экспертизы.
При этом обе группы экспертов, которые занимались экспертизами на стадии судебных разбирательств, пришли к выводу, что определить общую сумму всех расходов "Седьмой студии" в 2011-2014 годах не представляется возможным из-за отсутствия в материалах уголовного дела документов бухгалтерского учета.
Вторую экспертизу проводила Елена Баженова, в прошлом главный бухгалтер управления культуры администрации Екатеринбурга, а сейчас заместитель исполнительного директора по правовым и кадровым вопросам МХАТ имени Горького (худрук которого Эдуард Бояков много критиковал Серебренникова и "Гоголь-центр"). Баженова для оценки затрат "Седьмой студии" использует норматив Минкульта 2016 года, согласно которому постановка спектакля обходится в 300 тыс. рублей.
Это маленькая сумма для постановки спектакля даже для региональных театров. Например, в нижегородском Камерном театре имени Степанова постановка камерного спектакля обходится в 1,5 миллиона рублей. Из них примерно миллион на костюмы и реквизит, остальное - на работу постановочного коллектива. Тюменские театры тоже тратят в среднем от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей. А "Седьмая студия", например, купила для одного из спектаклей рояль за 5 миллионов рублей, писала "Медуза".
Баженова считает, что те же 300 тысяч рублей должны были стоить и другие мероприятия - фестивали, творческие лаборатории, перформансы. Но это вряд ли корректно. Например, "Седьмая студия" потратила на приезд ростовского театра 1,7 миллиона рублей, говорила судья на одном из заседаний. Еще миллион рублей было потрачено на гастроли "Седьмой студии" во Франции.
Но даже если считать расходы по предложенному экспертом нормативу, неучтенными остаются более 157 миллионов рублей, заявила обвиняемая Апфельбаум в суде. Если неучтенную сумму прибавить к выведенной экспертом, получается, что расходы на проект "Платформа" составили 245,2 миллиона рублей, за вычетом прибыли от продажи билетов - 234,5 миллиона, а это больше, чем расходы бюджета на проект.
По версии защиты, все деньги, выделенные Седьмой студии" из бюджета, тратились на нужды "Платформы", а ущерб по делу был ошибочно установлен следствием только исходя из суммы обналиченного в период работы АНО госфинансирования. При этом защита не отрицает, что почти вся бухгалтерия "Седьмой студии", которая могла бы доказать невиновность фигурантов, была уничтожена после закрытия "Платформы", однако настаивает, что незаконным обналичиванием денежных средств в АНО занималась бухгалтерия.
Незадолго до окончания процесса почти 4000 деятелей культуры призвали министра культуры Ольгу Любимову отозвать гражданский иск к фигурантам дела. В пресс-службе министерства напомнили, что ведомство является потерпевшей стороной в деле, и отказались комментировать дело до вынесения приговора.
Гособвинитель попросил для Малобродского пять лет лишения свободы, Итину и Апфельбаум - по четыре года. Также он просил суд назначить всем крупные штрафы и взыскать с них 129 млн рублей в пользу Минкультуры.