Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский обеспокоен ростом коррупции в российской армии
НТВ
Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский обеспокоен ростом коррупции в российской армии. Так, по его словам, в прошлом году реальные сроки лишения свободы за различные должностные преступления получили шесть генералов. Как сообщил Фридинский, ущерб от коррупции в российской армии в прошлом году вырос более чем вдвое, превысив 3 млрд рублей. Кроме того, искоренить дедовщину в армии пока не удается, добавил прокурор.

Чаще всего генералы попадают за решетку за злоупотребления, превышения должностных полномочий, и мошенничества, подчеркнул главный военный прокурор РФ.

"На днях мы направили в суд дело генерала из МЧС Степанчука, обвиняемого в мошенничестве. А вообще в 2009 году было осуждено восемь генералов. В шести случаях они получили реальные сроки от 3 до 5 лет лишения свободы", - заявил в интервью "Интерфаксу" Фридинский.

- Ущерб от коррупции в армии в прошлом году превысил 3 млрд рублей
- Минообороны составило рейтинг коррупции в армии и на флоте
- Искоренить дедовщину пока не удается, заявил прокурор

Как сообщалось ранее, военно-следственное управление Приволжско-Уральского военного округа возбудило уголовное дело в отношении бывшего начальника ГУ МЧС РФ по Свердловской области Валерия Степанчука по ч.1,3 ст. 327 УК РФ (подделка удостоверения или иного официального документа, использование заведомо подложного документа). Речь идет о поддельном дипломе о высшем образовании. По мнению военной прокуратуры ПУрФО, так как диплом Степанчука о высшем образовании не действителен, он не имел права получить воинское звание лейтенанта и далее все остальные звания вплоть до генерал-майора. Степанчук был уволен с должности начальника ГУ МЧС РФ по Свердловской области.

Стоит отметить, что предшественник Степанчука Василий Лахтюк был осужден на 7,5 лет колонии строгого режима. Ему было предъявлено обвинение в получении взятки, хищении государственных средств, превышении должностных полномочий и использовании служебных полномочий вопреки интересам службы.

Ранее Фридинский говорил, что за последние десять лет офицерская преступность в российской армии достигла наивысшего уровня. Офицеры совершают каждое четвертое преступление в армии.

Ущерб от коррупции в армии в прошлом году превысил 3 млрд рублей

Ущерб от коррупции в российской армии в прошлом году вырос более чем вдвое, превысив 3 млрд рублей, сообщил Фридинский.

"В 2008 году ущерб государству от коррупционных проявлений (в российских войсках) составил 1,5 млрд рублей, а в 2009 - этот показатель перевалил за 3 млрд. Рост более чем очевидный", - заявил Фридинский. Больше всего, по его данным, "расхищение государственного добра и средств допускается при выполнении оборонных заказов, различных НИОКР, реализации жилищных программ".

Чаще всего бюджетные деньги разворовывают при выполнении государственных контрактов, при проведении закупок и аукционов, при выполнении заданий оборонного заказа. Широко распространены хищения средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на жилье для военнослужащих и капитальное строительство.

"К примеру, нами выявлены случаи распределения жилых помещений в домах не только не введенных в эксплуатацию, но и фактически не построенных", - отметил руководитель ГВП. Он привел также пример, когда члены семьи должностных лиц за казенный счет совершали дорогостоящие авиаперелеты.

"Руководитель одного из проектных институтов Минобороны в Москве не платил зарплату более чем двумстам своим подчиненным. Дважды в год его сын и дочь летали из столицы в Петропавловск-Камчатский и обратно за счет казны. Два миллиона рублей со счетов предприятия он просто похитил и потратил на себя", - рассказал Фридинский.

По его словам, "сейчас по этим и еще семи другим эпизодам его незаконной деятельности расследуется уголовное дело". "В целом в 2009 году зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений в этой сфере. Более 70 процентов из этого числа таких правонарушений совершено офицерами", - подчеркнул главный военный прокурор.

Коррупция в армии и на флоте цветет во многом потому, что Министерству обороны поручены непрофильные функции, прокомментировал ранее ситуацию зампредседателя комитета Госдумы РФ по обороне Михаил Бабич. "Минобороны само проводит инвентаризацию непрофильных активов, само проводит оценку и само продает имущество, землю, недвижимость целых военных городков", - отметил он.

В комитет Госдумы по обороне ежедневно идут жалобы, связанные с "откатами" в военном ведомстве, 20-30% которых связаны со строительством и продажей жилья для военнослужащих, рассказал депутат, также принявший участие в "круглом столе". Главная военная прокуратура и другие надзирающие органы не принимают надлежащих мер по пресечению этих фактов, посетовал Бабич.

"Почему Минобороны не передает непрофильные активы в Росимущество и правительству для последующей продажи в соответствии с законодательством? - поставил вопрос народный избранник. - Откуда в Минобороны не будет коррупции, если они сидят на миллиардах, а зарплата составляет 12 тыс. рублей?"

Минообороны составило рейтинг коррупции в армии и на флоте

Тем временем Минобороны выполнило указания президента страны Дмитрия Медведева по исследованию коррупционных проявлений в армии и на флоте. Социологический опрос по этой проблеме по приказу министра обороны Анатолия Сердюкова проводился армейскими специалистами в течение шести месяцев в воинских частях и учреждениях Вооруженных сил. Результаты оказались неутешительными, пишет "Независимая газета".

"Был определен своеобразный индекс коррупционных проявлений в каждом военном округе и на флоте, в роде войск", - рассказал начальник Социологического центра Вооруженных сил капитан 1 ранга Леонид Певень. Офицер категорически отказался рассказать о конкретных результатах исследования, "поскольку они еще только обрабатываются".

Между тем, по данным издания, на основе проведенного исследования можно утверждать, что в последние годы наблюдается "общая тенденция, связанная с ростом преступности и правонарушений коррупционного характера среди офицерского состава армии и флота, которую регулярно озвучивает Главная военная прокуратура". Этим явлением особо озаботился Кремль, и именно по поручению президента в Вооруженных силах проведен анонимный опрос военнослужащих и гражданского персонала о коррупции в армии и на флоте, пишет газета.

"Это одно из самых масштабных и необычных социсследований, которое провело Минобороны за последнее время", - считает источник издания в Главном управлении воспитательной работы (ГУВР), которому подчиняется Социологический центр Минобороны.

Впрочем, по мнению бывшего сотрудника Социологического центра, доктора исторических наук полковника Владимира Попова, объективные данные по этой проблеме только на основе соцопросов Минобороны получить невозможно. Изучением этого процесса должны заниматься независимые институты гражданского общества и исследовательские структуры, такие как ВЦИОМ, Левада-Центр и т.п.

Между тем источник газеты в ГУВР считает, что проведенные военными социологами исследования коррупционных проявлений "помогут руководству страны и Минобороны найти конструктивные пути борьбы с этим явлением". И одно из важных направлений этой борьбы, по его мнению, уже известно - социально-нравственное воспитание военнослужащих, формирование у них высоких моральных качеств.

Председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков с тем, что военных надо морально воспитывать, согласен лишь отчасти. По его мнению, "формирование нравственных качеств офицеров" давно уже назрело в Российской армии, но активизация процесса воспитания, создание различных кодексов чести, этики, организация Всеармейских офицерских собраний вряд ли победят коррупцию в войсках. "Для этого нужны и другие меры, в первую очередь - по повышению материального уровня офицеров, введению жесткой, но справедливой кадровой политики, решению насущных проблем военнослужащих", - считает Олег Шведков.

Искоренить дедовщину пока не удается, заявил прокурор

Искоренить дедовщину в российской армии пока не удается, считает Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский. "Праздновать победу над дедовщиной пока не приходится. Если к сентябрю прошлого года мы отмечали снижение уровня насильственной преступности в казармах на 13 процентов, то по итогам всего года зафиксирован рост этой категории преступлений на 2 процента", - заявил Фридинский.

Такая динамика, по его мнению, связана "как с увеличением количества призывников, одновременно прибывающих в воинские коллективы, так и некоторой самоуспокоенностью со стороны командиров и начальников, которых, по-видимому, расслабила продолжавшаяся несколько лет положительная динамика сокращения фактов дедовщины".

"Я уже ориентировал военных прокуроров на усиление работы по профилактике и пресечению таких преступлений. Хотел бы подчеркнуть: каждый факт насилия в войсках является предметом тщательной прокурорской проверки, по результатам которой материалы направляются в военные следственные органы и расследуются уголовные дела", - сказал руководитель ГВП.

По его словам, в ушедшем году за нарушение уставных взаимоотношений осудили более 800 военнослужащих.