На данный момент дальнейших шагов по переходу к армии, сформированной из контрактников, не предпринимается - Генштаб говорит о сокращении числа служащих по контракту и увеличении числа призывников. Начальник Генштаба Николай Макаров заявил: "Задача, которая ставилась, построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии. Призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем".
Его слова вызвали большое удивление в связи с тем, что ранее говорилось о создании именно контрактной армии в России. Об этом же идет речь и в недавно одобренной президентом РФ Дмитрием Медведевым военной доктрине, согласно которой рядовой и сержантский состав преимущественно должны укомплектовываться контрактными военнослужащими.
Член совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кривенко попытался прояснить ситуацию, заявив, что федеральная программа 2004-2007 годов военными была провалена, а деньги, выделенные на нее, потрачены. Тогда планировалось набрать около 130 тысяч служащих по контракту, а, например, в 2007 году было набрано только девять тысяч.
В результате единственным способом поддержать армию является набор призывников. Причиной провала Кривенко считает отстутствие нормальных условий для службы по контракту: "Контрактников не обеспечили ни жильем, ни нормальными зарплатами, даже вовремя не индексировали их денежное довольствие, хотя за это время зарплаты в центральном аппарате военного ведомства были подняты в несколько раз. Вместо этого вложили огромные суммы в строительство домов, переоборудование полигонов и прочие объекты, где деньги очень удобно скрыть и разворовать".
Также он отметил, что не было ничего сделано в отношении правового статуса контрактников. Так, случалось, что призывников насильно заставляли подписывать контракт, потом избивали и не выпускали с территории части, отобрав при этом мобильные телефоны.
"У него (служащего по контракту) должно быть служебное время, в которое он работает, а потом он имеет право выйти за пределы воинской части, жить с семьей, как нормальный гражданин. На практике же такого нет", - добавил Сергей Кривенко.
После того как срок службы сократили до одного года, служить дольше, даже по контракту, получая за это деньги, практически никто не хочет. Эксперт считает, что срок службы снова может быть увеличен, так как при отстутствии контрактников "нужно покрывать вакантные места призывниками, а при нынешнем сроке в армию придется ежегодно призывать по 450 тыс. человек". Такого количества здоровых молодых людей на данный момент в стране нет, констатирует Кривенко, поэтому у военных остаются два варианта: либо увеличивать срок службы, либо резко переводить армию на контракт.
В новых условиях не исчезла и дедовщина, как предполагалось изначально, просто "старичками" стали считаться уже те, кто прослужил всего полгода. "Видимо, эта зараза передается", - емко охарактеризовал ситуацию Чиркин.
Он напомнил, что в Сибирском округе сейчас расследуется несколько громких дел, связанных с дедовщиной: самоубийства Павла Падча-Кули, который после четырех месяцев службы был найден повешенным в одной из войсковых частей Новосибирска, и Радмира Сагитов, перерезавшего себе вены из-за издевательств товарищ по новосибирскому военному училищу.
По мнению председателя фонда "Право матери" Вероники Марченко, сокращение срока службы и не могло повлиять на такое явление, как дедовщина, пишет издание . "В армии как раньше, так и сейчас людей убивали на третий день службы, через две недели, в первые месяцы. Нужно просто полностью переходить на профессиональную армию и прощаться с призывной системой, тогда и дедовщины не будет в таких масштабах", - заявила Марченко.
Между тем российские чиновники собираются готовить молодежь к армии со школьной скамьи. В октябре прошлого года появилась информация о том, что в школы планируется вернуть курс начальной военной подготовки, способствующей военно-патриотическому воспитанию.