Во вторник суд Тихоокеанского флота признал военного журналиста Григория Пасько виновным в измене Родине в форме шпионажа (статья 275 УК РФ) и приговорил его к 4 годам лишения свободы без конфискации имущества. По приговору он лишается воинского звания капитана второго ранга. Отбывать наказание военный журналист будет в колонии строгого режима ИЗ 25/1. Прямо в зале суда Пасько был взят под стражу. В срок отбывания наказания зачтены год и 6 месяцев. Таким образом, если приговор не будет обжалован, Пасько предстоит провести в заключении 28 месяцев.
Из предварительного обвинительного заключения, где Пасько инкриминировались пять пунктов обвинения, в основу судебного решения лег только один эпизод: 11 сентября 1997 года он незаконно находился на разборе учений в штабе флота, материалы которого были им законспектированы на двух листах.
По заключению суда, Пасько признан виновным в незаконном сборе, хранении и попытке передачи секретной информации сотруднику японской газеты "Асахи Симбун" Анако Тодаши. В ходе обыска у него на квартире был изъят рукописный конспект разбора тактических учений сил Тихоокеанского флота 11 сентября 1997 года. Он не был внесен в список участников этого разбора, и его пребывание там не диктовалось служебной необходимостью. Содержание конспекта раскрывало состав сил и средств флота, использованных в ходе учений. Это, по мнению суда, наносило ущерб интересам безопасности России.
Процесс над военным журналистом проходил под усиленной охраной морской пехоты Тихоокеанского флота. Тем не менее в зале суда разрешили присутствовать сорока российским журналистам, одному японскому корреспонденту, а также генеральному консулу США на Дальнем Востоке Дж. Шумейкеру.
Когда подсудимому предоставили последнее слово, на лице Григория Пасько была написана растерянность. Немного помолчав, он сказал, что не считает себя виновным, передает "Интерфакс". Затем судебное заседание объявили закрытым, и два милиционера препроводили Пасько в металлическую клетку, поставленную в зале суда. Затем осужденного увезли в следственный изолятор.
В суде было объявлено, что Пасько может обжаловать вынесенный ему приговор в более высокой инстанции.
Мнения о справедливости вынесенного приговора разделились. Как сторонников, так и противников приговора Григорию Пасько очень много. И каждый приводит свои аргументы.
Пасько и его адвокаты уверены в несправедливом решении суда, но напрямую к президенту с просьбой о помиловании обращаться не намерены. Адвокаты и родственники Пасько вчера заявили, что президентское помилование может не удовлетворить Пасько, поскольку это будет подразумевать его виновность. Как отметил защитник Анатолий Пышкин, "помилование - это признание себя виновным обязательно, то есть Григорий должен признать, что он является государственным изменником, торговал секретами родины, поэтому, естественно, на это никто не может пойти и согласиться". Неясно также, существует ли вообще процедура помилования, поскольку Путин только что упразднил комиссию по помилованию при президенте.
Заместитель руководителя думской фракции "Яблоко" Сергей Иваненко подчеркнул, что вердикт суда представляет собой вызов всем тем, кто верит в демократию и свободу слова в России, в то, что наши граждане должны иметь полную и точную информацию по вопросам, касающимся их безопасности, жизни и здоровья, пишет InoPressa.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов назвал выдвинутые против Пасько обвинения смехотворными и подчеркнул, что ему следует подать президенту Владимиру Путину прошение о помиловании.
Депутаты Госдумы на своем заседании в среду также уделили внимание делу военного журналиста Григория Пасько. Сопредседатель движения "Либеральная Россия" Сергей Юшенков сказал, что вынесенный накануне военным судом обвинительный приговор в отношении военного журналиста Григория Пасько является "весьма тревожным фактом". Он предложил Госдуме поручить профильным комитетам рассмотреть вопрос о том, какова практика вынесения оправдательных приговоров судами общей юрисдикции и военными судами. По словам депутата, может быть целесообразным принять закон об упразднении военных судов.
Дело Пасько тянется с 1996 года, когда он был арестован. Он обвинялся в шпионаже в пользу Японии. Следствие продолжалось 20 месяцев. В 1999 году суд Тихоокеанского флота признал журналиста невиновным в измене Родине, но вынес ему приговор - три года лишения свободы за превышение служебных полномочий. Пасько обратился в военную коллегию Верховного суда России, которая направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. И 25 декабря этот суд вынес более жесткий вердикт, приговорив Пасько к 4 годам колонии строгого режима.