Но, несмотря на то, что АдГ создаст теперь третью по величине фракцию в бундестаге, в правительство они не войдут: христианские демократы и другие партии отказываются сотрудничать с АдГ. Не достанется им, скорее всего, и роль лидера оппозиции, так как в оппозицию ушли социал-демократы второй по числу мандатов фракции СДПГ, они и получат привилегии, включая руководство в большинстве комитетов бундестага.
Правопопулистская АдГ - единственная из партий, прошедших в бундестаг по итогам выборов 24 сентября, выступающая за отмену санкций против России без каких-либо предварительных условий и одновременно за расширение экономического сотрудничества с РФ.
В предвыборной программе АдГ вообще не упоминался конфликт на востоке Украины. Зато в ней говорилось, что "разрядка в отношениях с Россией является для АдГ предпосылкой прочного мира в Европе и в интересах Германии вовлечь Россию в общую структуру безопасности, не упуская из виду собственные интересы, а также интересы наших союзников".
Накануне выборов в бундестаг 76-летний лидер партии Александер Гауланд заявил, что считает политику санкций в отношении Москвы "полностью неправильной", добавив, что, по его мнению, ограничительные меры "ни на что не влияют".
Он считает, что Германия больше выигрывала от хороших отношений с Россией, нежели от таких напряженных, как сейчас. Поэтому, по мнению Гауланда, Россию необходимо реинтегрировать в европейскую политику и говорить с ней как с равным партнером, чтобы через нормализацию отношений гарантировать долгосрочный мир в Европе. В интервью Die Welt политик потребовал окончательно признать Крым частью РФ, отметив, что никакие санкции не помогут. По его мнению, Европа должна занять статус-кво по этому вопросу. "Мы должны встроить Россию в европейскую структуру; противостоянию с НАТО должен быть положен конец", - заявил Гауланд, напомнив, что "Крым всегда был исконно российской территорией, и он не сможет вернуться к Украине".
После прихода в бундестаг Гауланд обещал поднять вопрос снятия санкций против России как неэффективных мер, наносящих огромный урон европейской экономике и не приносящих никакой пользы Украине.
Также Гауланд раскритиковал политику Германии, которая не позволила стране после распада Советского Союза воспользоваться возможностью построения нового миропорядка вместе с Россией. Он советовал немцам "понять политику Путина в связи с продвижением НАТО на Восток", цитирует интервью политика издание InoPressa.
На основании таких высказываний партию АдГ неоднократно называли "пророссийской" и поддерживающей "авторитарный режим Путина". Именно Гауланда называли одним из тех людей в партии, которые имеют наиболее разнообразные и тесные контакты с российской стороной. Еще во время избирательной кампании в парламент земли Бранденбург в 2014 году его пригласили на беседу в посольство РФ в Берлине, в 2015 году он вновь вел там переговоры.
Большой резонанс вызывала совершенная им в том же году поездка в Санкт-Петербург на конференцию, организованную близким к Кремлю российским олигархом Константином Малофеевым и его благотворительным Фондом святителя Василия Великого. Там Гауланд, по данным СМИ, встречался с депутатами Госдумы и философом Александром Дугиным, которого в Германии считают идеологом неофашистского толка. В феврале 2017 года сопредседатель АдГ Фрауке Петри встречалась в Москве с председателем Госдумы России Вячеславом Володиным.
На все вопросы, получала ли АдГ когда-либо в прошлом финансовую либо иную поддержку из Москвы, Гауланд неизменно отвечает, что никогда ничего не слышал о деньгах и лично он выступает против подобной поддержки. В интервью Die Welt он сказал, "никогда ничего не слышал о каких-либо деньгах", которые в прошлом партия якобы получала из Москвы.
Гауланд также заметил, что ему не нравится, когда его называют эпитетом "Путин-ферштеер" ("понимающий Путина"). Политик заявил, что представители его партии "не агенты российского влияния".
"Нет, мы не хотим путинской внутренней политики здесь, в Германии. Но во внешней политике нам нужны хорошие отношения с Россией. Люди называют нас "Путин-ферштеерами", потому что мы, мол, хотим похожих порядков в Германии. Но это неправда. Никто в АдГ не хочет "Путина" в Германии!" - сказал он в интервью BBC.
В то же время Гауланд признал, что "Альтернатива для Германии" очень популярна среди русских немцев: "Мы популярны в тех частях страны, где русские немцы играют решающую роль. Например, в городе Пфорцхайм в Баден-Вюртемберге. Там живет много русских немцев, и я знаю, что АдГ среди них довольно популярна". По его словам, "русская политика" партии является одной из главных причин, почему русские немцы поддерживают АдГ.
Претензии Кремля на Крым стали частью битвы за голоса двух миллионов русских немцев, которые отвернулись от Ангелы Меркель именно в сторону популистов. И свою предвыборную кампанию АдГ строила не на обещаниях снизить налоги и создать рабочие места, а на необходимости отмены наложенных на Москву санкций и возрождении с ней тесных политических и экономических отношений, писала The Times.
"Крым для России - все равно что Ахен или Кельн для Германии, мы должны понимать, каково его потерять", - сказал Александр Гауланд "под аплодисменты 1200 слушателей, собравшихся в Пфорцхайме - 120-тысячном городе у французской границы.
"Мы не хотим санкций: они вредят и нам, и России, и они не вернут Крым Украине", - заявил Гауланд, добавив, что Крым стал российским в 1783 году при "немецкой царице" Екатерине Великой.
Однако Гауланд отвергает предположения, что на самом деле его не интересует ни внутренняя, ни внешняя политика России, а "русскую карту" партию разыграла исключительно ради привлечения двух миллионов голосов русских немцев. Он заявил, что "русская" политика - это не вопрос русских немцев, а "более или менее рациональная внешняя политика, которая не имеет никакого отношения к популизму".
"Россия - это наша великая восточная соседка, в прошлые века Россия была нашей союзницей. Вплоть до Первой мировой войны страна следовала политике Бисмарка, политике хороших отношений с Россией. Как Америка - наш трансатлантический сосед, так Россия - наш азиатский сосед, один из больших игроков в мировой политике, и я считаю, что всегда лучше стараться дружить с крупными игроками. У нас есть богатая традиция хороших отношений", - заключил Гауланд, отметив, что ныне Россия - европейская страна.