Как передает РИА "Новости", оператор Сайченко рассказал после освобождения, что после задержания на аэродроме под Краматорском журналистов связали, погрузили в вертолет и отвезли в полевое расположение украинской армии. На головы задержанным надели мешки, журналистов поставили на колени, рассказал Сайченко.
Первые два дня их продержали в земляной яме. "Нас посадили в земляную яму, насколько мы поняли. Кроме слуха и осязание мы ни на что полагаться не могли, так как на голове были мешки, руки сзади связаны веревкой, ноги перемотаны скотчем. Потом нас погрузили в металлический ящик, и мы очень долго куда-то ехали", - рассказывает телеоператор.
Сотрудники СБУ, по его словам, не говорили, как долго продержат журналистов под стражей, при этом условия содержания были невыносимыми. "Руки были связаны сзади и ноги на щиколотках перемотаны скотчем, а на голову надет мешок, который на шее затянут скотчем, поэтому с трудом удавалось дышать. У меня было состояние близкое к умопомрачению, было очень плохо. Пару раз по голове ударили и пнули в пах, но лучше бы нас били, чем держали в таком состоянии в сырой яме", - рассказал Сайченко.
Также Марат Сайченко рассказал, что украинские спецслужбы запугивали его и его коллегу Олега Сидякина, угрожая обвинить в транспортировке оружия. "Естественно, при нас ничего такого не было. С нами была только видеоаппаратура... Но в момент, когда мы ждали вертолета, нам показали пусковой ракетно-зенитный комплекс "Игла" сказали, что вы россияне, а это - российское оружие. Когда нас сажали в вертолет, я увидел, что это оружие, закутанное в одеяло, грузят вместе с нами. Все военные были уверены, что были пойманы террористы-сепаратисты, у которых вот такая штука была с собой", - заявил Сайченко.
Оператор LifeNews также рассказал, что в Киеве журналистов подвергли сильнейшему психологическому давлению. "Мы были окружены ненавистью. Наши надзиратели верили информации, что мы террористы. Мне говорили, что могут отвести в туалет и выстрелить два раза в воздух, а один - мне в голову, потому что у меня якобы была попытка бегства. Два дня мы находились в земляной яме, а потом в четырех стенах в закрытой комнате. Но в то же время мы понимали, что за нас будут бороться... Когда на нас снова надели наручники и мешки на голову, были самые дурные мысли. Но когда нас посадили в машину, где мы услышали чеченскую речь, мне сразу полегчало. Я понял, кто вмешался", - добавил Сайченко.
Депутат Госдумы Ирина Яровая сравнила происходящее с освобождением из террористического плена. "Операцию по освобождению российских журналистов, по сути, можно отнести к числу успешного спасения Россией своих граждан из террористического плена", - цитирует "Интерфакс".
Задержание
Журналисты телеканала LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко были задержаны Национальной гвардией под Краматорском (Донецкая область) в воскресенье, 18 мая. В украинском Совете нацбезопасности заявили, что журналистам грозят обвинения в пособничестве терроризму: те находились в отряде повстанцев, которые собирались обстрелять военный аэродром. В итоге СБУ никаких обвинений не предъявила.
Российский МИД назвал произошедшее "беззаконием" и "бесчеловечным отношением", подчеркнув, что задержание российских журналистов "подтверждает игнорирование украинской стороной... свободы слова". Глава ведомства Сергей Лавров потребовал освободить Сайченко и Сидякина, обратившись за содействием к председателю ОБСЕ. С аналогичной просьбой выступила и уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова.
В США поначалу усомнились в профессиональной принадлежности задержанных молодых людей, однако затем представитель Госдепартамента США Дженнифер Псаки заявила: "Мы призываем украинское правительство расследовать эти инциденты и освободить этих людей, если они являются законными журналистами и не причастны к противозаконной деятельности". В защиту задержанных выступили также представители международной правозащитной организации Human Rights Watch.