В ходе предыдущего заседания в суде в среду адвокат, представляющий интересы Великой княгини Герман Лукьянов зачитал письмо представительницы Императорского дома, в котором она, обращаясь к суду, говорит, что органы советской власти расстреляли императора Николая II и его семью, так как считали его классовым врагом и называли его "кровавый разбойник".
"Надеюсь, мнение суда отличается от мнения карателей, которые считали моего родственника "кровавым разбойником", - говорится в письме.
В свою очередь представитель прокуратуры в суде заявила, что Генпрокуратура не отказывала в реабилитации семьи российского императора, а просто не рассматривала этот вопрос в связи с отсутствием правовых оснований.
"В Генпрокуратуре РФ ни на секунду не сомневаются в том, что в отношении императора Николая II, членов его семьи и ближайшего окружения была учинена кровавая расправа и произвол. Если бы у органов прокуратуры были хоть малейшие правовые основания для обращения в суд, то это было бы сделано давным-давно", - заявила ранее "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова.
Обосновывая позицию Генпрокуратуры, ее представитель заявила: "Нет никакого дела, судебных и внесудебных решений, на основании которых император Николай II и члены его семьи были расстреляны. Именно поэтому у прокуратуры нет юридических оснований для обращения в суд".
Вишнякова прокомментировала также высказывания адвоката Лукьянова, считающего, что Генпрокуратура безосновательно отказывается направить материалы в отношении царской семьи в суд: "Адвокат Лукьянов лукавит и пытается ввести общественность в заблуждение, утверждая, что якобы такое дело существует. Уголовного дела по обвинению Николая II и его семьи не существует, есть лишь дело в отношении убийц царской семьи".
Вишнякова напомнила, что Генпрокуратурой РФ 19 августа 1993 году было возбуждено и расследовалось уголовное дело "О выяснении обстоятельств гибели членов российского императорского дома и лиц из их окружения в период 1918-1919 годов". "В рамках именно этого уголовного дела, возбужденного по п. "з" ст.102 УК РСФСР (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах двух и более лиц) были установлены убийцы императора Николая II, членов его семьи и ближайшего окружения. Конкретных лиц, которые без суда и следствия расправились с царской семьей, давно нет в живых, и поэтому следствие по данному делу было прекращено", - сказала представитель Генпрокуратуры.
Она подчеркнула при этом: "Уголовное дело расследовалось на протяжении пяти лет, и достоверных свидетельств существования каких-то официальных решений судебных или несудебных органов, в том числе Уралоблсовета по применению к погибшим репрессий по политическим мотивам не найдено". "Именно поэтому мы говорим, что у Генпрокуратуры России не имеется правовых оснований для реабилитации членов российского императорского дома в соответствие с законом РФ о реабилитации жертв политических репрессий", - отметила Вишнякова.
Со своей стороны адвокат Лукьянов сообщил, что направил официальный запрос в правительство РФ об истребовании ряда документов для представления в Тверской районный суд Москвы. В частности он просит представить протокол комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и захоронением останков императора Николая II и членов его семьи от 30 января 1998 года.
"Также истребована представленная в эту комиссию справка Генпрокуратуры РФ от 23 января 1998 г. о вопросах, связанных с исследованием гибели императора Николая II и лиц его окружения, погибших под Екатеринбургом", - сказал адвокат "Интерфаксу".
Третий истребованный документ - обращение комиссии к Генеральной прокуратуре от 15 ноября 1995 года. По словам Лукьянова, в справке Генпрокуратуры от 23 января 1998 года представлена информация о том, что 16 июля 1918 года состоялось официальное решение президиума Уралсовета о расстреле (поскольку в распоряжении следствия не имеется подлинного решения президиума Уралсовета). Сейчас неясно, касалось ли это решение лично Николая II, его семьи или лиц из его окружения, сказал он. В этом же документе, отметил адвокат, указывается: несмотря на то, что официальных протоколов заседания президиума Уралсовета не сохранилось, можно считать установленным, что 16 июля 1918 года им было принято решение о расстреле Николая II.
"Из этих документов следует, что в 1998 года Генпрокуратура официально сообщила госкомиссии правительства РФ, что имеется решение о расстреле царской семьи, - сказал Лукьянов. - Однако в 2006 году прокуратура сообщает суду и главе Императорского дома совершенно другую информацию: каких-либо сведений о том, что имелось решение о расстреле царской семьи, нет. Таким образом, мы имеем противоречивую информацию. То есть в одном из документов есть информация, не соответствующая действительности".
В связи с этим, по словам адвоката, "возникает обоснованно справедливый вопрос: если подтвердится факт и будет установлено судом, что никакого решения о расстреле царской семьи не было, это, несомненно, вызовет определенные юридические вопросы".